Общественная жизнь |
22.02.2019 09:57 |
15 февраля 2019 года на факультете физики и ИТ ГГУ имени Ф.Скорины в рамках программы научно-методической конференции «Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – университет – предприятие» прошла встреча с учителями физики школ г. Гомеля и Гомельской области. Перед собравшимися с презентацией о факультете физики и ИТ выступил декан Д.Л. Коваленко. С учителями физики были обсуждены проблемы мотивации учащихся к педагогической деятельности и подготовки будущих педагогов в вузе, а также способы взаимодействия учителей школ и сотрудников факультета физики и ИТ в целях решения этих проблем. Естественным образом в программу конференции был включен мастер-класс, предметом рассмотрения на котором была нестандартная методика решения задач с учащимися. В ходе занятия 23 учителя из разных школ Общение с 23 участниками мастер-класса было организовано в интерактивной форме. После краткого вступления с пояснением сути и особенностей применения предложенной для ознакомления методики работы с учащимися по формированию навыков физического анализа и систематизации знаний учащихся в ходе решения задач доцент кафедры оптики кандидат физико-математических наук А.Н. Годлевская предложила учителям на время «стать учащимися». В распечатанном виде участникам мастер-класса были выданы методические материалы к уроку решения задач по теме «Дифракционная решетка. Дифракция света на дифракционной решетке», соответствующей программе 11 класса средней школы. Пользуясь этими материалами можно было и освоить предложенную методику в действии, и понять, как подготовить необходимые тематические материалы для ее практического применения в работе с учащимися. В ходе самостоятельной работы, обсуждения в парах и при беседе с А.Н. Годлевской учителя выделили основные ноу-хау методики: – акцентирование анализа рассматриваемых физических ситуаций; – построение алгоритма достижения поставленных целей; – творческое осмысление ситуаций после решения задачи; – развитие креативных способностей учащихся на этапе составления задачи на основе имеющегося ее решения, произведенного «в общем виде». Учителя признали, что предложенная им методика работы с учебным материалом применима на уроках в классах с разным уровнем подготовки и на внеурочных занятиях, в том числе на факультативных занятиях по подготовке к олимпиадам разного уровня. При соответствующем выборе задач ею можно пользоваться и в базовых классах. Дополнительным бонусом стали образцы составления вариативных заданий для учащихся класса из 28 человек на основе одного и того же базового описания ситуации и различного набора числовых данных и искомых величин, оформленных в одну таблицу. Благодаря этому приему учителю удается обеспечить объективность оценки знаний учащихся, индивидуализацию заданий (за счет варьирования числа искомых величин), демонстрацию учащимся полезности решения задач «в общем виде» и т.п. Все раздаточные материалы, использованные в ходе мастер-класса, оказались востребованы учителями, и они получили их в подарок. Еще одним важным мероприятием, организованном в дни конференции, стала встреча учителей и студентов выпускного курса факультета физики и ИТ с представителями ОАО «Спецпромавтоматика» - главным инженером Степаненко Александром Анатольевичем, начальником проектно-сметного отдела Грачевой Ириной Михайловной, заведующим лабораторией входного контроля Журовым Алексеем Евгеньевичем. На встрече обсуждались вопросы трудоустройства и требования, предъявляемые к соискателям при приеме на работу. Эта беседа значима как в целях профессиональной ориентации, так и осознания студентами и будущими абитуриентами (через посредство учителей) необходимости приобретения высокой профессиональной квалификации в стенах вуза, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. [i] Годлевская, А.Н. Развитие логического мышления и креативности в процессе решения задач по физике / А.Н. Годлевская. – Науковi записки. Серия: Проблеми методики фiзико-математичноï i технологiчноï освiти. Випуск 11.– Частина 1. – Кропивницький : РВВ КДПУ им. В. Винниченка, 2017. – С. 61 – 71). |