ПОБРАТИМЫ-ВОРОНЕЖЦЫ РАЗДЕЛЯЮТ НАШУ БОЛЬ…

В связи с внезапной трагической кончиной заведующего кафедрой русской и мировой литературы нашего университета АФАНАСЬЕВА ИВАНА НИКОЛАЕВИЧА в адрес коллектива кафедры поступила следующая Правительственная телеграмма от губернатора Воронежской области АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА ГУСЕВА.

В ГГУ СОСТОЯЛАСЬ VII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В НАУКУ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ»

25 ноября уже в седьмой раз на филологическом факультете состоялась Международная научная конференция молодых исследователей «Шаг в науку: проблемы, поиски, решения». Ежегодно организаторами конференции выступает кафедра русского, общего и славянского языкознания ГГУ имени Ф. Скорины совместно с коллегами из Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова. В этом году с докладами выступили более ста участников из Беларуси и России, чьи работы легли в основу выпуска «Молодёжного филологического вестника – 2025» (доступен для скачивания в репозитории ГГУ по ссылке: https://clck.ru/3QXFvV).

С приветственным словом к участникам конференции обратились декан филологического факультета Елена Николаевна Полуян и заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания Елена Владимировна Ничипорчик. О перспективах сотрудничества и проведении Тотального диктанта в областных центрах Беларуси выступил председатель Филологического совета Тотального диктанта Владимир Пахомов. Почётными гостями пленарного и секционных заседаний стали доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Михайлович Мокиенко, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Марина Юрьевна Котова, председатель Филологического совета Тотального диктанта Владимир Пахомов.

На пленарном заседании достойно представили научные работы молодые исследователи из Новосибирска, Магнитогорска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Гомеля. Тематика докладов максимально широка и всеобъемлюща: методика преподавания РКИ, фразеология, мифология, паремиология, литературоведение. Так, выступление Екатерины Грищенко (г. Новосибирск) было посвящено лингводидактической игре как инструменту раскрытия страноведческого потенциала паремий на уроке РКИ. Дарья Коровинская (г. Магнитогорск) познакомила слушателей с особенностями психологизма в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», акцентировала внимание на функции маски. Виктория Кравченко (г. Гомель, студентка гр. РФ-31 ГГУ имени Ф. Скорины) проанализировала происхождение и особенности функционирования фразеологизма «хромая утка». Анастасия Лобанович (г. Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины, ассистент кафедры русского, общего и славянского языкознания, аспирант) обратила внимание участников на мифонимы и мифопоэтические образы в эмпоронимическом пространстве Гомеля. Екатерина Славгородская (г. Санкт-Петербург) представила результат работы над сербскими паремиологическими единицами с анималистическим компонентом и их вариантами. Милана Слащева (г. Ростов-на-Дону) описала роль речевой характеристики в создании образа главного героя рассказа А. Грина «Капитан Дюк». Все доклады были сопровождены яркими презентациями, вызвали живой интерес у аудитории.

Далее конференция продолжила свою работу в секциях. Лучшие доклады были отмечены дипломами и благодарностями.

Если вы молодой исследователь, который желает заявить о себе в науке, успешно представить результаты своих научных изысканий среди единомышленников – тогда ждём вас в следующем году в числе участников Международной научной конференции молодых исследователей «Шаг в науку: проблемы, поиски, решения»!

Светлая память Ивану Николаевичу Афанасьеву — учёному, педагогу, человеку большой культуры

21 ноября ушёл из жизни Иван Николаевич Афанасьев, заведующий кафедрой русской и мировой литературы, кандидат филологических наук, доцент, профессор Академии военных наук России. Иван Николаевич работал преподавателем с 1985 года, с 2004 по 2025 год занимал должность заведующего кафедрой.

Гуманитарная деятельность Ивана Николаевича Афанасьева была обусловлена сферой его научных интересов: литература о Великой Отечественной войне; белорусы – герои Великой Отечественной войны; Чернобыльская катастрофа как факт художественного сознания современной литературы; судьба мировой литературы в эпоху катастроф.

Результатом научного и гуманитарно-просветительского опыта работы Ивана Николаевича по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне стал проект «Литературно-просветительский центр памяти о Великой Отечественной войне “Патриотика”» при кафедре русской и мировой литературы ГГУ имени Ф. Скорины (2013), а также монографии «Чарнобыльскае светаадчуванне ў сучаснай беларускай літаратуры» (2001), «Учитель истории: Война и школа Ивана Горунова» (2010), «Вещество литературы в эпоху катастроф: Война. Чернобыль. Человек (2016), «Судьба командарма Лизюкова: версии, мифы и правда» (2017) и организация международных конференций «Война в славянской литературе» (2006), «Великая Отечественная война в судьбе литературы и культуры: исторический опыт как мировоззренческий и моральный выбор» (2011) и др.

Для коллег и студентов Иван Николаевич Афанасьев останется в памяти как талантливый литературовед, увлечённый исследователь, творческая личность, мудрый человек, готовый поддержать в трудную минуту, и бесконечно преданный своему делу специалист.

https://gsu.by/ru/node/9254

Студенты посетили молодежный театр: яркое событие для любителей искусства

18 ноября студенты филологического факультета стали зрителями психологического триллера «Метод» в «Молодёжном театре». В основе постановки – пьеса Жорди Гальсерана «Метод Грёнхольма».
Действие спектакля разворачивается в комнате с белыми стенами, где в экспериментальной форме проходит собеседование с соискателями на вакантную должность управляющего в престижной компании.
Главный вопрос сценической постановки: с какой целью задуманы все «психологические пытки» и манипуляции с сознанием?
Пьеса заставляет задуматься, на что идут люди, какие границы морали они преступают ради достижения своих целей.
Спектакль впечатлил зрителей, оставив огромное пространство для дальнейших личных размышлений.

Студенты гр. РФ-31

Прощайте, Учитель...

Не стало Николая Викторовича Родченко… В декабре нынешнего года ему исполнилось бы 87 лет.

У родных и близких людей возраста нет. Их уход – всегда рана. Осиротели ученики Николая Викторовича. Осиротела неизменная трость, столь памятная студентам и коллегам. Его призвали небеса, с укоризной вечности взирающие на безостановочный, суетливый земной бег тех, кто по возрасту обделён был счастьем знать выдающуюся плеяду филологов классической советской высшей школы, которых призвала под свои знамёна кафедра русской литературы 1970-1980-х годов. Покинувшие нас Соболенко, Малявко, Козлов, Емельянова, Громова и, к счастью, наша современница Неронская – всё это имена, воплотившие достоинство профессии, соединившие её с человековедением и человеколюбием, утвердившие в глазах восхищённых студентов своё право быть собеседниками классиков литературы разных эпох и народов.

Невольно задумываешься над тем, каким некомфортным, узким был бы современный регламент нашей досточтимой профессии для их широкой души и большого сердца. Наши наставники постигали жизнь в испытаниях судьбы, а не образовательного стандарта. Таинственный смысл слова «менеджмент» по счастью так и не открылся нашим учителям. Выстраданное знание мира, времени и человека, слава Богу, не уложилось у них в «компетенцию», не погребло себя в этом беззастенчиво-лукавом понятии, перед которым, увы, почти научились благоговеть мы…

Ваши ученики не забудут Вас, дорогой Николай Викторович. Это не клятва. Это просто наша человеческая укоренённость в Вашем поколении, которое было и останется для нас родительским. Мы будем стараться не подменить «компетенцией» – честь, отчётом о трудах – настоящее дело, исполненное на земле и для человека, как это делали Вы и Ваши ровесники. Тогда, когда малышом чуть было не угодили под полицейский расстрел в годы войны. Когда с партизанской семьёй уходили в партизанский отряд. Когда дважды защищали диссертацию по творчеству Александра Твардовского, не предав автора «Книги про бойца» лёгким, но малодушным путём к успеху. Вы выбрали честный бой за имя великого поэта. И победили.

«Уцелевший в войну и ВАКовских передрягах партизанский сын должен учить белорусов», – сказал Вам легендарный ректор ГГУ и «узденский партизан» Б.В. Бокуть и распорядился создать условия для Вашего возвращения в Гомель из Камчатского пединститута, где по семейным обстоятельствам Вы проработали один учебный год. Вы вернулись, возглавили кафедру русской литературы, стали для нас одним из любимых преподавателей. Спасибо за эту школу Вам, партизану Бокутю и всем нашим наставникам Вашего поколения!

Прощайте, Учитель…

 

P.S. В феврале 2025 года Николай Викторович Родченко принял активное участие в подготовке документального фильма о братьях Лизюковых в цикле «Легенды армии с Александром Маршалом» на Российском федеральном телеканале «Звезда». Премьера фильма состоялась в апреле 2025 года – в преддверии Юбилея Великой Победы. Николай Викторович поделился своими воспоминаниями о партизанском командире Евгении Лизюкове.

Видеоматериал с участием Николая Викторовича доступен на сайте телеканала:

https://tvzvezda.ru/video/programs/201509181301-qpj0.htm/2025426921-xV0ey.html

 

Это последняя запись Николая Викторовича…

 

 

Иван Афанасьев, заведующий кафедрой русской и мировой литературы.

 

На снимке: вручение Николаю Викторовичу Родченко медали поискового объединения «Дон» (Воронеж). 2018 год.

2011 Результаты работы СНИЛ. Филологический факультет им. Ф. Скорины
Powered by Joomla 1.7 Templates