Научная дискуссия «Компьютер говорящий и понимающий?»

25 мая преподаватели кафедры русского, общего и славянского языкознания Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины приняли участие в одном из мероприятий Костомаровского форума, организованного Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина. Научное общение проходило в виде онлайн-дискуссии на тему «Компьютер говорящий и понимающий?». От ведущих российских специалистов в области компьютерной лингвистики участники дискуссии услышали ответы на вопросы «Какое место в эпоху цифровизации, машинного обучения, искусственного интеллекта занимают классические “гуманитарии”: филологи, лингвисты, литературоведы, переводчики, преподаватели?» и  «Как умнеющие на глазах алгоритмы меняют эти профессиональные отрасли?». Для кафедры, осуществляющей подготовку специалистов по направлению «Компьютерная филология», содержание дискуссии было актуальным.

 

 

Прафесар Іван Фёдаравіч Штэйнер на тэлеканале Беларусь 4 (Гомель)

25 мая загадчык кафедры беларускай літаратуры доктар філалагічных навук прафесар Іван Фёдаравіч Штэйнер прыняў удзел у праграме тэлеканала Беларусь 4 (Гомель)  “С утра пораньше”, дзе распавёў пра літаратурны музей  “Alma mater” і вядомых выпускнікоў філалагічнага факультэта.



DIXI – СКАЗАНО, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ НЕРАВНОДУШНОГО ЧИТАТЕЛЯ

Книга профессора Ивана Штейнера «Похвала слову уходящему: занимательно-познавательное эссе о судьбах литературы» – исключительная  и уникальная по многим параметрам и аспектам. Она посвящена исследованию перспектив  классической литературы  в эпоху глобализации, когда многие литературоведы, культурологи и футуристы предсказывают кардинальное изменение статуса художественного слова в структуре социума вплоть до его ухода на периферию общественной жизни или даже смерти . Избрав в качестве основы для размышлений стилизацию под древнегреческое  Слово,  произносимое при прощании с великими людьми, автор в форме эссе, созданного 500 лет назад прославленным философом и писателем Мишелем Монтенем, занимательно и убедительно показывает процесс зарождения и становления мировой литературы на разных этапах эволюции человечества, ее связи с религией и поисками смысла жизни и, в целом, в становлении человека как такого. Занимательны и познавательны плодотворные  попытки  исследователя заглянуть в творческую лабораторию творца, показать, как  на процесс сочинительства  влияет общее состояние физического и психического здоровья писателя, его происхождение, образование  и социальный статус, профессия и гендерная принадлежность.

В основных разделах эссе анализируется отображение  мировой литературой главных аспектов существования человека: жизни, смерти, любви, ненависти, дружбы, войны, голода, смеха, радости.  Профессор Иван Штейнер с помощью ярких и запоминающихся примеров  показывает, как литература пытается  ответить на вечные проблемы искусства: Кто вдохновляет писателя и склоняет его к  творчеству? Что такое талант в своей экзистенциальной сущности: божий дар или проклятие? Почему слово сакрализируется в древности и не меняется в своей сущности? Познаваем ли мир с его помощью и посредством? Сбудутся ли извечные мечты и чаяния людей? В состоянии ли вообще СЛОВО дать ответы на эти и иные онтологические вопросы? Что такое литература – блестящая забавная игрушка для праздности или могучий инструмент для постижения загадки бытия?

В эссе рассказывается о классических жанрах – сказках, притчах, утопиях и антиутопиях, получивших новую жизнь в современных условиях. И об оригинальных художественных формах, созданных для отливки нового жизненного и эстетического опыта –  фэнтези, каллиграммы, версеты и пунктиры. Попутно анализируются основные теории, созданные для постижения специфики художественной литературы как исключительного феномена человеческой цивилизации. Исследование осуществлено на основе обширного фактического материала, накопленного мировой литературой за последние две тысячи лет успешного развития от «Гильгамеша» до современной рекламы.

Живость и парадоксальность  изложения органически сочетается с достоверностью наблюдений и выводов. Книга представляет  собой исключительный интерес для филологов, философов, культурологов, библиотекарей, писателей, журналистов, педагогов, студентов и учащихся.



 

Лингвистический эрудит-турнир

В рамках программы «Дни русского языка» 25 мая преподаватели кафедры русского, общего и славянского языкознания организовали ставший уже традиционным лингвистический эрудит-турнир, посвященный Дню филолога. Участие в интеллектуальном состязании приняли восемь команд: гимназии № 14 г. Гомеля, гимназии № 56 г. Гомеля, Речицкого районного лицея (в этих учреждениях образования открыты филиалы кафедры русского, общего и славянского языкознания), а также четыре команды студентов филологического факультета. Участникам были предложены интересные задания из разных областей лингвистики. Положительные эмоции, новые знания, интеллектуальное общение со сверстниками – результат встречи, состоявшейся на филологическом факультете.

С победой в лингвистическом эрудит-турнире поздравляем команду гимназии № 14 г. Гомеля («Лингвистята»), команду Речицкого районного лицея («Всеведы») и команду студентов второго курса филологического факультета («Изюминка»). Победители получили дипломы и подарки от Российского центра науки и культуры в Гомеле, который активно поддерживает проведение в нашем вузе Дней русского языка.

 

 

 

 

Литературно-художественная композиция «От АзъБоукы до наших дней...»

Сегодня в очередной раз на филологическом факультете слышалось славянское многоголосье. Традиционное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры, подготовили и провели студенты группы РФ-21.
Ребята подготовили литературно-художественную композицию «От АзъБоукы до наших дней...». Студенты прочитали стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» на разных славянских языках, провели викторину на знание происхождения славянских азбук, прочитали полюбившиеся им стихи на разных славянских языках. Поскольку студенты изучают чешский язык, они подготовили викторину по чешским пословицам и фразеологизмам «А как это будет по-русски?» (кстати, победителями стали преподаватели каф. РОСЯ  —  доценты О.Н. Мельникова и И.Г. Гомонова). Победители викторин получили памятные призы, предоставленные представительством Россотрудничества в Республике Беларусь - Русским домом в г. Гомеле.
Традиционно блок о русском языке представили иностранцы. Китайские студенты прочитали стихотворение С. Есенина «Синий туман», разыграли сценку с притяжательными местоимениями. Студент группы РФ-43 исполнил песню «Хлопья летят наверх».
Конечно, звучали стихи в честь славянских просветителей, о славянской дружбе и единстве. Финальную песню «Моя Белораша» исполнили все участники. 
Мы помним о своем единстве, о своих истоках, а значит — у нас есть будущее!

В неповторимости едины,
Переходя из края в край,
Лежат славянские равнины,
Упёршись в Вислу и Дунай.
 
И пусть различны все равнины,
Разноплемённы языки,
Но в чём-то главном мы едины,
Как пальцы у одной руки.
 

В седом бору поёт зарянка,
Своё свершая волшебство…
Ты всем нам мать, земля-славянка,
Мы дети корня одного.

И эта общность линий строгих,
И эта жажда широты,
И неспроста – в созвучьях многих –
Единородные черты.

Старший преподаватель каф. РОСЯ  С.Н. Бойкова


 

2011 Студенческая наука. Филологический факультет им. Ф. Скорины
Powered by Joomla 1.7 Templates