Поиск по сайту

Статистика

Количество просмотров материалов
5652853

19.12.2018

Выпускница нашего факультета специальности "География" Евдокименко Анна Ивановна поделилась опытом работы на уроках географии, успехами в научно-исследовательской деятельности.

1. Как сложилась Ваша профессиональная деятельность после окончания университета?

После окончания университета по распределению я отправилась на первое рабочее место в СШ № 2 г. Жлобина, где проработала три года. Проработав два года поняла, что просто уроков географии мне не достаточно, и нужно развиваться дальше, поэтому в 2014 году поступила в магистратуру нашего университета на специальность «Геоэкология». Обучение в магистратуре помогло мне отточить навыки проведения и оформления научных исследований.

Ещё во время обучения в университете поняла, что социально-экономическая география это не моё. Поэтому всегда выбирала темы курсовых и дипломных работ из области физической географии и геоэкологии. И мне просто интересно было изучать что-то новое. Темы для своих исследований я подбирала сама, не из предложенного списка. Придя в школу, я не утратила интерес к науке и стала искать учащихся, которым это будет интересно. И нашла. Со жлобинскими учениками мы изучали состояние лесов, городские болота и полезные ископаемые района, а также гидронимы. Видимо потому, что я больше интересуюсь всё-таки природой, мне не очень интересно изучать названия населённых пунктов.

Однако в городской школе при большой рабочей нагрузке, сложности организации выходов в поле с детьми, мне не удавалось реализовать себя именно как исследователя-физгеографа. Стало скучно и неинтересно. Даже хотела совсем уходить из школы. Потом решила перейти работать в родную школу в агрогородке Мотневичи Чечерского района. Два года, помимо географии, я преподавала в этой школе биологию. Этот опыт помог расширить мне природоведческие знания и расширил спектр методов исследований.

Здесь, в сельской школе, у нас теплая, дружная атмосфера в небольшом ученическом коллективе. Потенциальные объекты исследований в шаговой доступности. А главное – у детей горят глаза от желания изучать природу.

 

 

2. Ваши ученики имеют высокие показатели в научной деятельности, в каких направлениях проводятся исследования?

Так как самой мне ближе физическая география и геоэкология (не экология), то в основном в этих направлениях и работаем. Мне многое интересно, но я всегда прислушиваюсь к мнению учащихся и помогаю им понять, что будет интересно изучать именно им. На первом месте у нас стоят всесторонние исследования местных малых водоёмов – от морфологии до гидронимии. Также исследуем леса: геоэкологическое состояние и восстановление лесов после ураганов. В последние два года мы серьёзно занялись выявлением и картированием мест обитания редких видов растений и животных. Обнаруженные виды передаем под охрану районной инспекции и лесхозу. Уже подробно изучили местную топонимию.

А этим летом собираемся плотно заняться изучением наших оврагов. Они не такие величественные, как в Мозыре, но тоже заслуживают внимания.

 3. Сколько дипломов получено учениками под Вашим руководством и в каких конкурсах, конференциях?

Мы участвуем во всех конкурсах, где встречается или подразумеваются слова «география» и «экология». Правда экология у нас постоянно трансформируется в геоэкологию. Мы постоянные участники областной конференции «Поиск». В этом году приняли участие в эколого-биологической конференции «Молодёжь и экологические проблемы современности». В прошлые годы наши работы были недостаточно «экологичными» для этого конкурса. Зато мы участвовали в краеведческом конкурсе «Тапаніміка роднага краю». В январе 2018 года даже участвовали в конкурсе «ТехноИнтеллект». Среди физиков смотрелись белыми воронами, но смогли доказать, что география - это самая широкая наука, которая объединяет в себе знания изо всех областей. С учениками мы придумали и сделали макет-идею озоногенерирующей станции, которая теоретически могла бы вращаться по околоземной орбите и генерировать озон, работая на солнечных батареях. С этой работой на областном этапе мы завоевали диплом 3 степени.

Ещё я увлекаюсь сама и увлекла фотографией своих учеников. Они увлечённо снимают природу. Фотографии озер и насекомых, сделанные в ходе полевого выхода на озёра, заняли 2 и 3 места на областном этапе конкурса «Беларусь запаведная».

Ниже список достижений моих учеников за 5,5 лет работы (районные не учитываю):

Областная научно-практическая конференция «Поиск» - 5 дипломов (2013, 2014, 2017, 2018).

Областной этап конкурса эколого-биологических научных работ «Молодёжь и экологические проблемы современности» - 2 диплома (2018).

Областной этап конкурса «ТехноИнтеллект» – диплом 3 степени (2018).

Областной этап конкурса «Тапаніміка роднага краю» - диплом 1 степени (2017).

Республиканский конкурс «PROнауку» - диплом 1 степени на областном и диплом 3 степени на республиканском конкурсе.

Областной этап фотоконкурса «Беларусь запаведная» - дипломы 2 и 3 степени.

 4. С какими организациями Вы сотрудничаете?

Мы стараемся дружить и сотрудничать со всеми организациями, которые имеют отношение к природе и географии: лесхозы, районные инспекции и областной комитет охраны природы, Гомельский отдел ООО БГО, общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны», УО «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодёжи», а также держим связь с преподавателями нашего геолого-географического факультета.

 5. Какие научные и профессиональные планы лично у Вас?

Одно знаю точно: я не хочу становиться завучем или директором школы. На мой взгляд, это отдельные профессии, довольно далёкие от работы учителя и вообще далёкие от географии. Я не смогу заниматься изучением природы. Ведь это требует большого объёма времени полевых исследований, работы по изучению и составлению карт.

В планах создание школьного научного сообщества, которое будет работать по географическому и экологическому направлениям. А также школьного экоцентра. У нас в районе экологическое направление вообще хромает, а в нашей школе сделано очень многое. Я даже создала сайт, на котором мы публикуем результаты своих научных исследований.

Во всём, что мы делаем, мы опираемся на географические знания, поэтому я хочу сделать так, чтобы география и научная деятельность в данной области стали популярны и интересны не только в одной школе района.

 

6. С детьми что планируете в дальнейшем изучать?

С местной гидросферой мы пока разобрались. Хотим больше внимания уделить рельефу и почвам. Уже провели разведку на местности на наличие и расположение оврагов. Этим летом планируем детально их изучить. Здесь уже будем обращаться за помощью по поводу методики изучения в университет.

Вообще в планах создание школьной метеоплощадки и, само собой, метеорологические исследования.

 7. Есть ли интерес у ребят к географии? Планируют ли они связать свою жизнь с ней?

Ребята с удовольствием идут на урок, очень любят работу с картами. Замечаю, что очень часто применяют знания полученные на уроках географии, на занятиях по другим предметам. И почти всегда делятся со мной тем, как пригодились эти знания, как помогли получить хорошую отметку на уроке физики или биологии.

Есть выпускник, который решил стать учителем географии и биологии, и есть ещё ребята, которые высказывают своё желание связать жизнь с географией. Это радует.

 8. Как удалось детей заинтересовать наукой и географией?

В моей работе с детьми на уроках я руководствуюсь следующей идеей: география – это обширная и сложная наука, но каждый из вас уже немножко географ, потому что география вокруг нас.

Делаю так, чтобы каждый урок ребята делали свои маленькие открытия, если можно смоделировать природный процесс или провести эксперимент, обязательно делаю это. Так ученики понимают, что наука, это не так сложно и страшно, а наоборот увлекательно интересно, а географии необязательно учиться по книжкам. Разные формы рельефа, водные объекты, природные явления – всё это есть и в нашей местности. Можно понять природу Африки, сравнивая её с нашей.

За любое достижение хвалю ребят и  обязательно объясняю, почему это достижение важно, чем оно полезно. Так они осознают значимость и смысл того, чем занимаются. Ситуация успеха – это лучшая мотивация для любого человека и особенно для ребёнка.

Всегда, когда мы куда-то выходим или выезжаем, я рассказываю ребятам обо всём, что встречаем по пути. Так, например, мы поехали всей школой в санаторий в Мозырском районе. За три недели мы изучили участок берега Припяти, нашли краснокнижную сальвинию плавающую, изучили все близлежащие овраги, один прошли от самой вершины до «устья». Вот такая «география на ходу» в полевых условиях.

 9. Какие пожелания можете сказать выпускникам, которые только делают первые шаги в педагогической деятельности.

Для того, чтобы реализовать свои идеи, задумки и добиться успеха в работе с детьми, в первую очередь, подружитесь с ними. Не следует создавать слишком большую дистанцию с ребятами. Я в работе с учениками воспринимаю их не как несмышлёнышей, которых нужно учить, а как компаньонов, с которыми можно учиться вместе, работать командой. Когда ребята чувствуют себя полноправными участниками событий урока, которые могут предложить свою идею, и она будет выслушана и, по возможности, реализована, они становятся помощниками учителя, а большой компанией работать намного интереснее. Можно сворачивать горы!

 10. Что вдохновляет учителя творить, любить свое дело?

У моих учеников уже достаточно много достижений и дипломов, но это всё является приятным бонусом к тому, что делаем вместе я и мои учащиеся. Ребята, которые не боятся поделиться своими идеями и полны решимости их воплотить - вот что меня вдохновляет. Огромное счастье, когда удается помочь ребенку поверить в себя, когда его глаза загораются желанием что-то делать и после уроков он не убегает домой, а приходит ко мне спросить, как понаблюдать за изменение уровня озера. Для таких ребят хочется работать, и совсем не тяжело в выходной день собраться и выйти к водоёму или оврагам.

 

50 выпусков геологов ГГУ