Жизнь без барьеров

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме социализации детей с особенностями психофизического развития. По данным ЮНИСЕФ в разных странах доля детей с ОПРФР достигает 5-8 % от всего детского населения. В Республике Беларусь около 120 тысяч детей с ОПФР, а в Гомельской области, по данным Центра коррекционно-развивающего обучения и развития, 18 656 таких детей.

Приоритетом международной политики в области образования детей с особенностями психофизического развития является инклюзивное образование – обучение ребенка в обычной школе, рядом с домом, когда в этой школе создаются необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей. Дети с особенностями психофизического развития, как и все другие дети, имеют право на развитие, полноценную жизнь в своей семье, с людьми, которые их любят, понимают, заботятся.

Благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству кафедры социальной и педагогической психологии с Флорентийским университетом (Италия) 19 мая 2010 года был организован научно-практический семинар посвященный вопросам интеграции детей и в целом людей с особенностями психофизического развития с участием профессора Раффаэля Иоза – инспектора Министерства образования Итальянской Республики по проблемам интеграции детей с ОПФР, представителя Европейской Ассоциации поддержки детей со специальными нуждами, со штаб-квартирами в Копенгагене и Брюсселе. В семинаре приняли участие не только студенты факультета психологии и педагогики, но и педагоги-психологи, социальные педагоги и другие специалисты, работающие с детьми с особенностями психофизического развития.

Участники получили редкую возможность познакомиться с уникальным опытом, накопленным в Италии в сфере интеграции детей и людей с ОПФР. В 70-х годах XX века там произошла социальная революция, результатом которой стало закрытие психиатрических больниц, детских домов и специальных учреждений для воспитания детей с особенностями психофизического развития. И вот уже 40 лет обучение и развитие всех детей осуществляется общеобразовательными школами. Итальянцы рассматривают это как важное условие формирования личностной зрелости, толерантности людей с нормой, и как критерий цивилизованности социума в целом. Это способствует развитию понимания и адекватного отношения к тому обстоятельству, что общество включает в себя различных людей, 2-4 % которых имеют особые индивидуальные потребности.

Критерии выявления детей с особенностями психофизического развития включают, прежде всего, выявление потенциала развития ребенка, на основе биопсихосоциального анализа, опирающегося на мультидисциплинарный подход и работу команды, включающей психолога, медика, социального работника и педагога. На основе комплексного обследования составляется индивидуальный проект развития ребенка. Он предусматривает и координирует работу всех специалистов, включая, в случае необходимости, физиотерапевта, логопеда, инструктора по физкультуре и т.д.

Система реализации дифференциации в обучении и воспитании внедряется уже на уровне дошкольных учреждений, которые посещают дети с 3-х летнего возраста. В начальной школе в большинстве классов обучаются 1-2 ребенка с ОПФР. Технически это осуществляется следующим образом: если обычно в классе 25-27 учащихся, то в классе, где есть ребенок с ОПФР – максимум 20. В этой ситуации добавляется «поддерживающийся педагог», сопровождающий детей с индивидуальными потребностями. Учебная нагрузка педагога, работающего в такой школьной системе, составляет 22 часа, из них 15 часов он работает индивидуально с классом, а семь часов в команде с другими специалистами по сопровождению детей с ОПФР.

Часто детям с ОПФР необходима специальная организация учебного пространства (компьютеры с клавиатурой для слепых, специальные доски и парты), а также поддерживающее жизнедеятельность их организма медицинское оборудование. Интересно, что все необходимое предоставляется за счет государственных средств Министерства здравоохранения и Министерства образования.

В Италии все школы имеют автономный статус, что позволяет планировать самостоятельно 20 % учебного времени (вводить те или другие дисциплины, опираясь, например, на культурно-исторические особенности развития отдельного города или региона), благодаря чему дети имеют возможность глубже познакомиться с историей, особенностями местной промышленности и природы.

Нужно отметить, что по пути ликвидации специализированных учреждений воспитания детей с ОПФР идут не все европейские страны. Так, специалисты Германии и Бельгии оспаривают положительное влияние интегрированного обучения. Однако проведенные исследования показали, что коэффициент интеллектуального развития детей с болезнью Дауна в Италии, где они учатся в общеобразовательных школах, на 25-30% выше, чем в указанных странах, где они обучаются во вспомогательных. И как показала практика, не смотря на сложную техническую оснащенность и повышенные требования к уровню и квалификации педагогов-специалистов, система инклюзивного образования в Италии обходится государству дешевле, чем в европейских странах, где существуют специализированные учреждения-интернаты. Эти и многие другие аргументы о пользе интегрированного обучения детей с ОПФР послужили толчком для присоединения к этой системе и других стран Европы: Испании, Португалии, части Франции и других.

В последнее десятилетие наша страна сделала качественный скачок в развитии системы интегрированного обучения и медикопсихосоциальной поддержки детей с психофизическими особенностями. Итальянский опыт представляет большой интерес в выстраивании перспектив дальнейшего совершенствования этой работы.

Заведующая кафедрой социальной и

педагогической психологии,

кандидат пед. наук, доцент                                                                                Г. В. Гатальская

Ассистент кафедры социальной и

педагогической психологии                                                                                О. А. Короткевич