I областной фестиваль профессионального мастерства Печать
Профориентационная работа
19.11.2012 08:36

   1 и 2 ноября Гомельский областной институт развития образования (ГОИРО) и Гомельский государственный университет (ГГУ) имени Франциска Скорины провели областной фестиваль профессионального мастерства районных тренеров по физике. Программа фестиваля была разнообразной, а основная идея при его организации заключалась в обмене опытом работы с использованием интерактивных методов, а также в обучении участников фестиваля приёмам активной подготовки учащихся к конкурсам, турнирам и олимпиадам по физике.
   В первый день участники фестиваля работали в ГОИРО. Гостей радушно встретила Е. Е. Позняк, методист учебно-методического отдела естественно-математических дисциплин ГОИРО, она же – ответственный организатор фестиваля. Открыл фестиваль приветственной речью, обращенной к учителям, прибывшим из многих районов Гомельской области и г. Гомеля, проректор по научно-методической работе ГОИРО В. Л. Акуленко. В своём выступлении он обозначил также основные задачи участников фестиваля.
   Личное знакомство участников было организовано в форме психологического тренинга, которым тактично управляли один из авторов настоящей статьи (Г. В. Заулина) и Ю. А.Воронина – соответственно старший преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии и педагог-психолог управления воспитательной работы с молодежью ГГУ имени Ф.Скорины. Такая форма организации знакомства участников фестиваля способствовала созданию обстановки дружественного общения, более глубокой личностной включенности, активизации творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов педагогов, а юмор и позитивный настрой всех участников тренинга – быстрому снижению первичного напряжения.

   

   В ходе тренинга учителям предложили, анализируя свой собственный опыт, определить явные признаки проявления стресса и найти наиболее эффективные способы борьбы с ним. Знание того, что отчет о работе в минигруппах над решением этих задач, оформленный в виде проекта, необходимо защитить, соревнуясь с другими командами, стимулировало участников тренинга к активной творческой деятельности в миниколлективе и мобилизации интеллектуальных ресурсов педагогов, что способствовало их сплочению и подготовке ко второй части тренинга. На этом этапе в практической форме педагоги осваивали методы краткосрочного управления стрессом, которые в последующем они смогут использовать при общении со своими учащимися.  В заключение психологического тренинга авторские разработки его ведущих – тематические информационные материалы «Как помочь школьнику справиться со стрессом» – были предложены всем участникам.

   

   Работа продолжилась в форме заседания «за круглым столом», и участники фестиваля в живом общении представили личный опыт работы с одарёнными учащимися, поделились многими интересными интерактивными методами работы, акцентировали внимание на особенностях их практического применения, рекомендовали для широкого использования наиболее эффективные из таких методов. Л.Н. Новик, учитель физики ГУО «Брилёвская средняя школа» Гомельского района, рассказала об опыте своей работы по формированию умственной самостоятельности детей. Творчески работающий педагог уверена в том, что это – основа для формирования творческих способностей учащихся. Анализ эффективности собственной работы с одарёнными детьми в области олимпиадного и исследовательского движения произведён В.В. Силичем, учителем ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря. И.Н. Диваков, учитель физики из ГУО «Гимназия г. Рогачева», представил свою систему подготовки одарённых учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Поделились опытом использования задач повышенной сложности при подготовке учащихся к олимпиадам учитель физики А.А. Васьков (ГУО «Речицкая районная гимназия»). Об использовании ученического эксперимента на уроках физики рассказал О.П. Вербовиков, учитель физики ГУО «Октябрьская средняя школа» Буда-Кошелевского района. Тренинговое занятие по теме «Динамический метод решения задач об определении периода колебаний различных колебательных систем» провёл заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 10 г. Жлобина» О.А. Купрацевич. Так как обязанности тренера районной команды во многом аналогичны обязанностям областного тренера, уместной оказалась беседа с участниками заседания «за круглым столом»  Е. Н. Мельниковой, начальника учебно-методического отдела аналитической работы и менеджмента качества ГОИРО, которая представила модель работы областного тренера по физике и ответила на вопросы районных тренеров и учителей физики.
   2 ноября участников фестиваля на территории физического факультета УО «ГГУ им. Ф. Скорины» приветствовал проректор по учебной работе профессор И.В. Семченко. Он отметил важность сотрудничества учреждений образования разного типа, подчеркнул, что сотрудничество между школой и университетом – давняя традиция. Преподаватели ГГУ им. Ф. Скорины проводят занятия со школьниками в школе юных физиков, при подготовке к турнирам юных физиков, конкурсам технического творчества, научным конференциям учащихся и олимпиадам, а также занятия с учителями школ в ГОИРО в рамках программ повышения квалификации. Школы Гомеля и области принимают на педагогические практики и работу студентов и выпускников университета, участвуют в систематически организуемых в нём научно-методических и научно-практических конференциях.

   О результатах этого сотрудничества можно судить по успехам тех, ради кого оно организовано – учащихся и выпускников средних школ, лицеев и гимназий. В прошлом учебном году Гомельская область по результатам участия школьников в предметных олимпиадах впервые заняла первое место в Республике Беларусь (в суммарном зачёте по всем предметам). Однако резервы для улучшения ситуации в деле повышения качества образования ещё далеко не исчерпаны, и первый областной фестиваль тренеров по физике – та новация, которая может способствовать еще более успешной работе учителей и учащихся. В свою очередь, университет находится в ожидании абитуриентов и студентов с высоким уровнем подготовки, которые будут достойно представлять свою область и свою страну, участвуя в интеллектуальных соревнованиях и форумах, а затем продолжат учёбу в магистратуре и аспирантуре, защитят диссертации. Надеемся, что и в подготовке педагогических кадров преемственность останется хорошей традицией университета и управления образования. Сегодня приятно видеть среди участников фестиваля выпускников физического факультета нашего вуза. В заключение И.В. Семченко пожелал участникам успешной работы и всего доброго в жизни.
   Затем другой автор настоящей статьи – А.Н. Годлевская, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры оптики, которая уже много лет участвует в работе жюри областного и заключительного этапов Республиканской олимпиады по физике – предложила  руководителям минигрупп выступить в качестве разработчиков задач для экспериментального тура олимпиады, а остальным учителям – в качестве участников олимпиады.
   Руководители групп – искушённые экспериментаторы, они быстро поняли, что можно изучать, имея в наличии предложенные материалы и оборудование, и к установленному сроку каждый разработал свой вариант задания.

   Пока руководители групп разрабатывали задания, члены их групп  побывали на экскурсии в лабораториях всех кафедр физического факультета; при этом некоторые из них осмелились поработать на лазерной технологической установке.

   
   

   Информацию, с которой познакомились учителя, они смогут использовать при проведении профессионально ориентирующей работы в своих школах.
   По завершении экскурсии учителя вернулись в лабораторию, предоставленную для работы кафедрой оптики, и оказались в роли участников олимпиады. Руководители групп объяснили ими суть задания и распределили между ними  обязанности.

   

   Работа вызвала интерес практически у всех участников фестиваля, и они тщательно планировали свои действия, аккуратно выполняли измерения и вели записи, заинтересованно обсуждали результаты.

   
   

   Из предложенных принадлежностей в соответствии с заданием руководителя группы ими были изготовлены элементы оптических систем, предназначенные для наблюдения дифракции света, и с применением лазерных источников излучения проведены исследования этого явления. При этом многие внесли предложения по расширению объёма исследований. Изготовленные учителями объекты могут быть использованы и на обычных уроках физики – при проведении демонстрационных опытов.
   После истечения отведённого для исследований времени наступило время кофе-паузы и проверки отчетов о работе.

   

   По окончании проверки отчетов групп руководитель этого тренинга произвела анализ работ, предложила для обсуждения собственный вариант экспериментальных исследований. Разработанные ею задания ориентированы на проведение сравнительного анализа дифракционных картин, возникающих при дифракции на различных объектах, выявление условий дифракции, качественных и функциональных закономерностей этого явления и на этой основе – получение эмпирических формул, которые должны быть применены для получения информации об источниках излучения и одномерных и двумерных объектах. При этом созданы условия для определения одних и тех же величин разными методами и сопоставления результатов. Автор этих заданий уделила внимание также правилам ведения записей в ходе экспериментальных исследований, правилам оформления графиков и обработки результатов измерений, акцентируя внимание на типичных ошибках, допускаемых школьниками-участниками олимпиад.
   Рекомендации, которые советовал учитывать при работе с учащимися кандидат физико-математических наук, доцент В.Н. Капшай (кафедра теоретической физики ГГУ им. Ф. Скорины), таковы. Читать олимпиадные задания нужно внимательно, и выполнять их последовательно и аккуратно, и по окончании самостоятельной работы следует очень внимательно ознакомиться с решениями, подготовленными  авторами заданий, критично проверяя все выкладки. В них иногда встречаются и ошибки, и знать о них необходимо уже во время олимпиады, так как после проверки работ проводится их анализ, участники знакомятся с результатами проверки и оценивания работ, и каждый участник олимпиады имеет право обсудить с членами жюри фрагменты работ, с оценкой которых он не согласен. Если претензии необоснованные, ситуация не изменится, если же участник олимпиады сумеет аргументировано доказать свою правоту, оценка может быть повышена (на заключительном этапе олимпиады предусмотрена процедура апелляции). В.Н. Капшай провёл анализ типичных ошибок и недочётов, которые в прежние годы были в олимпиадных заданиях теоретического тура. Он отметил также необходимость вести обсуждение любых вопросов конструктивно, тактично и вежливо, обсуждая не свои желания, а суть дела – правого оценят, а плохо воспитанного не захотят слушать. В завершение своего выступления В.Н. Капшай привёл адреса сайтов в Интернет, на которых можно найти литературу по физике, необходимую при подготовке учащихся к интеллектуальным соревнованиям, а учителя – к урокам и внеурочной работе.
   Некоторые рациональные приёмы решения задач с применением законов Ньютона продемонстрировал на конкретных примерах старший преподаватель кафедры радиофизики ГГУ им. Ф. Скорины
В.И. Кондратенко, который ответствен за профессионально ориентирующую работу физического факультета и много внимания уделяет консультативной помощи учащимся школы юных физиков в режиме личного и электронного общения. Участвует он и в подготовке команды области к олимпиадам по физике.
   Уже много лет в Беларуси проводится республиканский турнир юных физиков, но от Гомельской области в нём, как правило, участвует одна – две команды. По инициативе физического факультета ГГУ им. Ф. Скорины, имеющего большой опыт в организации и проведении конкурсов технического творчества, организован областной этап турнира юных физиков. С особенностями подготовки учащихся к обоим этим интеллектуальным соревнованиям и положениями о них  участников фестиваля  познакомил старший преподаватель кафедры общей физики И.Н. Яковцов.
   А в это время организаторы фестиваля подводили итоги, готовили дипломы самым активным его участникам и сертификаты о повышении квалификации всем педагогам, которые успешно справились с программой подготовки районных тренеров по физике.

   

   И снова в форме заседания «за круглым столом» участники обсудили итоги первого областного фестиваля районных тренеров по физике, в ходе которого было отмечено, что первый блин – не комом, и высказали предложение о том, чтобы фестиваль стал традиционным.
   Завершился фестиваль выступлениями членов экспертного совета. Дипломы и ценные подарки победителям и сертификаты участникам фестиваля вручили И.В. Семченко, В.Л. Акуленко и Ю.В. Никитюк. Всем участникам фестиваля пожелали успехов в их благородном труде
О.А. Блажко, проректор по учебно-методической работе ГОИРО; Ю.В. Никитюк, декан физического факультета ГГУ им. Ф. Скорины; Е.Ю. Сурова, главный инспектор отдела организации управленческой и учебной деятельности управления образования Гомельского облисполкома.

   

   В их выступлениях были высказаны слова о готовности к продолжению сотрудничества и поиску новых его форм.

 

А.Н. Годлевская, доцент кафедры оптики;

Г.В. Заулина, старший преподаватель кафедры
социальной и педагогической психологии