Республиканская физическая олимпиада школьников: областной этап |
Новости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.01.2019 14:37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третий (областной) этап Республиканской физической олимпиады 2019 года состоялся 8 – 11 января. Торжественное его открытие прошло в актовом зале УО «ГГУ имени Ф. Скорины», и информация об этом мероприятии достаточно полно представлена на сайте вуза. Трудовые будни соревновательной части олимпиады были наполнены разнообразной творческой работой, связанной с выполнением заданий, разработанных минскими физиками по поручению министерства образования Республики Беларусь. В первом (теоретическом) туре учащимся IX – XI классов было предложено для решения по три больших, объёмных задачи, в условиях которых выделено по несколько пунктов. Среди этих пунктов есть как относительно простые, так и такие, для решения которых требуется глубокая, фундаментальная подготовка по физике и математике. Анализ задач теоретического тура Во втором туре участникам каждого класса было необходимо решить по две экспериментальных задачи, в которых надо построить теоретическую модель явления, разработать алгоритм действий и собрать экспериментальную установку, установить и/или проверить экспериментально вид той или иной зависимости, найти на основе измерений какие-то параметры предложенной для исследования системы, произвести обработку результатов измерений. Задания Республиканских олимпиад радикально отличаются от содержащихся в школьных сборниках задач. По существу, это – задачи-исследования, в которых успешное решение того или иного фрагмента задания необходимо, чтобы приступить к выполнению следующих этапов расчета, измерениям и анализу полученных результатов. Эти задачи чем-то напоминают задания по курсовым и даже дипломным работам студентов. Руководство к действиям участников авторами олимпиадных задач методически выстроено так, чтобы способствовать формированию у участников олимпиад системного мышления физиков. Вместе с тем, эти задачи не выходят за рамки школьной программы соответствующего класса. А если такое в некоторых пунктах и случается, то авторами задач непременно предлагаются подсказки, в основном математического характера. Такой высокий уровень задач необходим, чтобы в команду области (по 5 участников из каждого класса) для участия в Заключительном этапе Республиканской олимпиады отобрать действительно самых подготовленных школьников. Разумеется, за успехом победителей стоит огромная каждодневная и – к 11 классу – многолетняя работа и участников и их педагогов. Смекалку и сообразительность проявлять при решении олимпиадных задач, конечно, очень важно и полезно. Но полагаясь только на эти качества занять призовое место очень трудно. Нужны глубокие знания по всем разделам школьной, а хорошо, если ещё и по многим разделам вузовской физики и математики. Высокий уровень олимпиадных заданий объясняется ещё и тем, что по результатам Республиканской олимпиады отбирается пятёрка самых достойных участников, выступающих за одиннадцатый класс (случается, что это и десятиклассники), для участия в Международной физической олимпиаде. Здесь уместно отметить, что по результатам Республиканской физической олимпиады 2018 года в команду нашей страны для участия в Международной физической олимпиаде (она состоялась в Португалии в июле 2018 года) был включён и выпускник Гомельского городского лицея №1 Н. Зуников. С Международной физической олимпиады Н. Зуников вернулся с бронзовой медалью. Вместе с ним победителями Республиканской физической олимпиады стали также его одноклассники А. Задорожнюк и М. Леоненко. Их учитель Л.И. Горбачёва является выпускницей специализации «теоретическая физика» нашего, в то время физического факультета. В их подготовке принимали участие ещё одна выпускница указанной специализации – Л.Д. Корсун и доцент БелГУТа М.В. Буй. Также в подготовке этих участников и всей сборной команды области перед поездкой на заключительный этап Республиканской олимпиады активное участие принимали доценты факультета физики и информационных технологий А.Н. Годлевская и автор этих строк. Они же были членами жюри заключительного этапа, после завершения которого 30 марта 2018 года продолжили (в апреле – июле) оказание помощи в подготовке Н. Зуникова как к теоретическому, так и к экспериментальному турам Международной олимпиады. Как и в предыдущие годы, в проведении областного этапа олимпиады 2018/2019 учебного года приняли участие и представители факультета физики и информационных технологий: преподаватели и сотрудники: А.Н. Годлевская, Ю.А. Гришечкин, В.А. Зыкунов, А.А. Середа, А.А. Шамына, В.Ф. Шолох, И.Н. Яковцов, и студенты: А.В. Бужан, Е.Д. Головин, А.И. Толкачёв. Эта команда составляла костяк жюри. Чтобы читатели составили представление об обязанностях членов жюри, перечислим основные виды работ, выполняемых ими: – проведение инструктажей и консультаций; – нахождение собственных вариантов решения задач теоретического тура (после того, как закончили работу участники); – ознакомление с авторскими решениями и их анализ; – составление таблиц оценки, в которых указывается, сколько баллов участники получат при правильном и полном решении каждого пункта задачи (т.н. разбалловок); – проверка зашифрованных работ теоретического тура; – присутствие в аудиториях во время выполнения участниками заданий экспериментального тура (в целях контроля над правильностью эксплуатации приборов и их замены в случае выхода из строя); – проведение (после того, как закончили работу участники) собственных контрольных экспериментов; – ознакомление с авторскими решениями задач экспериментального тура; – составление «разбалловок» для оценки работ экспериментального тура; – проверка зашифрованных работ экспериментального тура; – разъяснение участникам авторских (предложенных разработчиками заданий) и альтернативных решений; – ознакомление участников с результатами проверки их работ (отдельно для каждого тура), возможное уточнение оценки некоторых пунктов; – письменный анализ задач каждого тура и направление его организаторам. Дешифрование работ участников по каждому туру и составление таблицы результатов всех участников производится уполномоченным представителем оргкомитета. Хотелось бы отметить чёткую профессиональную работу всех членов жюри на всех этапах. Нельзя не отметить и очень большую и отлично проведённую работу организаторов олимпиады, профессионализм и самоотдачу Т.В. Биран и Н.А. Головачёвой, обеспечивших методически и организационно оба этапа олимпиады по физике. Решение о распределении мест между участниками жюри приняло «вслепую», руководствуясь таблицей, в которой были приведены суммы баллов, набранных участниками по итогам двух туров, и не было информации о самих участниках. Жюри рекомендовало наиболее успешно выступивших участников олимпиады для включения в состав команды, которой предстоит отстаивать честь Гомельской области на заключительном этапе Республиканской олимпиады. Только после этого ответственный уполномоченный Т.В. Биран раскрыла информацию о победителях олимпиады, которые при закрытии олимпиады были награждены дипломами первой, второй и третьей степени. Таблица победителей областного этапа олимпиады по физике
В текущем учебном году по каждому классу, в котором проводится олимпиада по физике, в состав команды Гомельской области для участия в заключительном туре Республиканской физической олимпиады рекомендованы обладатели дипломов первой и второй степени. В феврале и марте 2019 года для них будут организованы соответственно двухнедельные и недельные тренировочные сборы в целях углубленной подготовки к заключительному этапу Республиканской олимпиады. Пожелаем этой команде успешного выступления и в этом туре, а также правильного выбора специальности для получения высшего образования и утоления жажды к научному творчеству.
В.Н. Капшай, к.ф.-м.н., доцент, председатель жюри Фото члена жюри А.Н. Годлевской |