Отчет по науке за 2015 год |
Автор: Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.01.2016 16:26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТЧЕТ кафедры общей физики о результатах научной и научно-производственной деятельности за 2016 г. 1. Основные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ (НИОКР) Тема: Д15-62 «Проектирование и теоретическое исследование гибких металл-полимерныхвысокопоглощающих неотражающих покрытий на основе трехмерных элементов для СВЧ и ТГц диапазона»(руководитель - доктор ф.-м. наук, профессор Семченко И.В.). Руководитель темы - Семченко Игорь Валентинович, д.ф.-м.н., профессор. Преподаватели участвовавшие в выполнении темы: Самофалов А.Л., Подалов М.А. Основные результаты за 2016 год. На основании модели резонансных колебаний электронов проводимости в омега-элементе проведен расчет компонент эффективных тензоров диэлектрической и магнитной проницаемостей для массива искусственных бианизотропных элементов сложной формы с оптимальными параметрами. Вычислены эффективные параметры магнитоэлектрической связи для массива искусственных оптимальных бианизотропных элементов сложной формына основании модели резонансных колебаний электронов проводимости и принципа симметрии кинетических коэффициентов. Проведено моделирование свойств поглощающего слабо отражающего двумерного массива элементов сложной формы и оптимизация расположения элементов в ячейке и ячеек в массиве для получения конкретных параметров в ТГц и СВЧ диапазонах. Проведено сравнение расчетных значений коэффициента отражения электромагнитных волн для структуры метаматериал – подложка с экспериментально измеренными значениями. Тема: М16-71 «Исследование двумерных и трехмерных метаматериалов в ТГц диапазоне частот с целью создания широкополосных поляризационных устройств» (руководитель - доктор ф.-м. наук, профессор Семченко И.В.). Руководитель темы - Семченко Игорь Валентинович, д.ф.-м.н., профессор. Преподаватели участвовавшие в выполнении темы: Самофалов А.Л., Подалов М.А. Основные результаты за 2016 год. Проведено моделирование методом конечных элементов электромагнитных свойств одиночного омега-элемента и двумерного массива омега-элементов в ТГц диапазоне. По результатам проделанного моделирования можно сделать вывод, что двумерный массив омега-элементов, рассчитанный для преобразования поляризации электромагнитных волн терагерцового диапазона, является эффективным поляризатором, в частности, вблизи частоты 1ТГц. Проведено моделирование электромагнитных свойств двумерного массива омега-элементов на фторопластовой подложке различной толщины в ТГц диапазоне и на подложке из различных материалов (полиамида, полиэтилена, полипропилена и др.). Значимость проведенного моделирования заключается в получении конкретных параметров (расстояние между омега-элементами, толщина слоя напыления, толщина подложки, материал подложки), необходимых для изготовления экспериментального образца широкополосного поляризационного устройства в ТГц диапазоне.
Тема: ГБЦМ 16-08. Исследован антагонизм в термоокислительной стабилизации полиэтилена при совместном использовании фенольного антиоксиданта и медьсодержащих наполнителей. Установлены концентрации наполнителей (в пересчете на металл), при которых антагонизм антиоксиданта (0,1% масс.) и наполнителя (до 0,4 % масс.) наиболее выражен. Показано, что увеличение концентрации наполнителя приводит к снижению проявления антагонизма, а также, что антагонизм наполнителя и антиоксиданта является следствием его каталитического влияния на окисление полимера и самого антиоксиданта. Изучаемый эффект антагонизма необходимо учитывать при создании условий эффективной стабилизации полимерных композиций содержащих медь и ее соединения (рациональный выбор антиоксиданта). Изучаемый эффект антагонизма можно использовать для утилизации композитных материалов (ГБЦМ 16-08, д.т.н., проф. Д.Г. Лин; к.х.н., доцент Е.В. Воробьева; н.с. С.Н. Седлярова). Тема ГПНИ 16-16 (задание 3.3.06 "Развитие научных и технологических основ изготовления абразивных материалов и инструмента с повышенными эксплуатационными характеристиками", выполняемое по ГПНИ «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии» (Физматтех), подпрограмма «Материалы в технике» на 2016–2020 годы). Исследовано влияние состава органического порообразователя на процесс его выгорания при обжиге абразивной массы. Установлено, что при уменьшении содержания углеводов в органическом порообразователе ниже 50% (по массе), в процессе обжига не наблюдается увеличения размеров частиц порообрахователя и их деформации. Изучено влияние такого порообразователя на структуру и твердость абразивной композиции. Подобран экологически безопасный выгорающий органический порообразователь, обеспечивающий получение высокопористых шлифовальных кругов повышенной стойкости. Изготовлены опытные образцы прецизионных высокопористых чашечных шлифовальных кругов и проведены их испытания на ОАО "САЛЕО-Гомель". По стойкости и режущим свойствам они превосходят аналогичный прецизионный инструмент, производимый фирмами «Нортон» и «Винтертур. ( Руководитель кандидат технических наук Купреев М.П.). Тема 16-18/2 «Разработка методов лазерного микро- и макроформообразования кристаллов алмаза, применяемых в микро- и оптоэлектронике», выполняемой по ГПНИ «Фотоника». (Руководитель кандидат технических наук Шершнев Е.Б.) Определены особенности пространственной локализации температурных полей в кристаллах алмаза в зависимости от длины волны лазерного излучения. Установлена эффективность использования лазерного излучения ультрафиолетового диапазона для микро- и макроформообразования кристаллов алмаза. Результаты моделирования могут быть использованы на ОАО Гомельское ПО "Кристалл"- управляющая компания холдинга "КРИСТАЛЛ-ХОЛДИНГ" и ОДО «Сапфир-Диамант» с целью минимизации безвозвратных потерь дорогостоящего алмазного сырья и увеличения производительности технологических процессов обработки алмазного сырья. Тема ГПНИ 16-21 «Электроника и фотоника» «Разработка технологии термораскалывания анизотропных и многослойных неоднородных структур лазерными пучками специальной геометрии». (Руководитель кандидат физико-математических наук Шалупаев С.В.) Разработаны методики нахождения полей температуры и температурных напряжений в процессе лазерной обработки кубических кристаллов. Определены оптимальные режимы лазерного термораскалывания кристаллов арсенида гелия. Работы, выполняемые в счет второй половины рабочего дня
Решение Совета ГГУ ГБ 13-03 Ф. Проблемы взаимодействия излучения с веществом – Разработка модельного подхода описания составных систем, воздействия фотонных и ионных пучков на системы с определенными физико-химическими свойствами, исследования сред со структурой, периодически изменяющейся с течением времени. Научный руководитель член-корр. НАН Беларуси А.Н. Сердюков. Решение Совета ГГУ ГБ 16-03 «Модернизация преподавания физико-математических дисциплин как определяющий фактор развития университета» Организационно-методические аспекты деятельности факультета в условиях перехода на дифференцированные сроки обучения. Научный руководитель Желонкина Т.П. 1.3. Информация о выполнении плана НИОКР
2. Участие профессорско-преподавательского состава (ППС), научных работников, аспирантов и студентов в НИОКР и его результативность 2.1. Сведения об участии в НИОКР и его результативности приводятся в таблице
2.2. Список публикаций за отчетный год (по рубрикам): научное, научно-популярное, литературное издание (более 5 п.л.) 1 Общая физика: Общая физика:электричество и магнетизм. Тестовые задания Желонкина Т.П., Лукашевич С.А, Федосенко Е.А., М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. Ун-т им. Ф. Скорины ‑ Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины,2016. – 24 с. (200:3х2=134) 2. Т.П. Желонкина, С.А. Лукашевич. Методы измерений. Практическое пособие. Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2016, 40 с. (200:2=100) 3. Е.Б. Шершнев, С.И. Соколов. Физика: Механика. Практическое пособие. Гомель ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. 46 с. (200) 4. Е.Б. Шершнев, С.И. Соколов. Оптика: Свойства электромагнитных волн. Тестовые задания. Гомель ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. 24 с. (200) 5. Е.Б. Шершнев, И.В. Семченко, Шолох В.Ф., Яковцов И.Н. Конкурс научно-технического творчества учащихся г. Гомеля. Задачи по физике с техническим содержанием. Гомель. ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. 46 с. (200) 6. Мышковец В.Н., Богданович В.И., Самофалов А., Свиридова В.В. Учебное пособия «Теория электрических цепей. Контрольные работы. Проверочные тесты» с грифом «Рекомендовано УМО по образованию в области информатики и радиоэлектроники в качестве пособия для специальности 1-39 03 01 Электронные системы безопасности. 109с. 2016. (200:4х2=100) 7. .Шолох В.Ф., Самофалов А.Л., Тихова Е.Л. Механика. Практическое пособие. Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2016 -. 48 с. (200) 8. Шолох В.Ф., Никитюк Ю.В. Физические приложения тензорного анализа. Практическое пособие. (200:2=100) 9. Подалов М.А. Теория и методика организации технического творчества. Тестовые задания. Гомель ГГУ им. Ф. Скорины, 2016 – 26 с. (200) 10. Пинчук В.Г., Побияха А.С. Физика. Тестовые задания. Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2016 – 34с. (200) издание сборника материалов конференций И.В. Семченко, Е.Б. Шершнёв, В.Ю. Овчинникова, И.Н. Яковцов. XIII конкурс научно – технического творчества учащихся г. Гомеля «Техноинтеллект». Гомель, ГГУ им. Ф.Скорины, 2016. - 71 с. статья в журнале РБ из перечня ВАК 1. Митюрич, Г.С. Формирование фотодефлекционного отклика в гиротропной сверхрешетке, облучаемой бесселевым световым пучком / Г.С. Митюрич, Е.В. Черненок, В.В. Свиридова, А.Н. Сердюков // Проблемы физики, математики, техники. – 2016. – Т. 27, № 2. – С. 18–23. 2. Е.Л. Тихова, В.И. Кондратенко. Преобразование информационного пучка в плоском слое. IV Международная научная конференция, посвящённая 90-летию со дня рождения Б.В. Бокутя «Проблемы взаимодействия излучения с веществом» 9–11 ноября 2016 года. 3. И.В. Семченко, С.А. Хахомов, А.М. Гончаренко, Г.В. Синицын, А.Л. Самофалов, М.А. Подалов / Моделирование гибких металлполимерных высокопоглощающих неотражающих покрытий на основе трехмерных элементов для ТГц // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины - Гомель, 2016. 4. И.В. Семченко, С.А. Хахомов, А.М. Гончаренко, Г.В. Синицын, А.Л. Самофалов, М.А. Подалов / Эффективные тензоры диэлектрической и магнитной проницаемостей массива искусственных омега-элементов прямоугольной формы с оптимальными параметрами // Проблемы физики, математики и техники, 2016. 5. И.В.Семченко, С.А.Хахомов, И.А.Мазурок, А.В.Крук. Традиции и модернизация современного высшего образования (по материалам республиканской конференции). Вышэйшая школа, №3, 2016, с.39 – 40. 6. Особенности применения электронных средств обучения в лабораторном практикуме Федосенко Е.А., Тихова Е. Л., Международный научно-практический журнал «Чрезвычайные ситуации: образование и наука» Гомель, ГИИ МЧС Республики Беларусь, том 10, № 2, 2016. статья в зарубежных журналах 1. Воробьева Е.В., Лин Д.Г. Некоторые особенности физического поведения ирганокса 1010, используемого для термоокислительной стабилизации полиэтилена // Theoretical & Applied Science. – 2016. – № 7. – Vol. 39. – РР. 17–27. 2. Igor V. Semchenko, Sergei A. Khakhomov, Andey L. Samofalov, Maxim A. Podalov and Qian Songsong, Recent Global Research and Education: Volume 519 of the series Advances in Intelligent Systems and Computing pp 3-9. 3. Подалов, М. А., Разработка шагающего робота с обратной связью на базе платформы ARDUINO // Наукові записки. – Випуск 9 Частина 1. Серія: Проблеми методики фiзико-математичної и технологiчної освiти. – Кіровоград 2016. с. 233-239. 4. Подалов, М. А., Разработка лабораторной установки по беспроводной передаче электрической энергии // Наукові записки. – Випуск 10 Частина 1. Серія: Проблеми методики фiзико-математичної и технологiчної освiти. – Кіровоград 2016. 5. I. V.Semchenko, S. A.Khakhomov, A. L. Samofalov, M.A.Podalov, Q. Songsong. The effective optimal parameters of metamaterial on the base of omega-elements. Ryszard Jablonski, Roman Szewczyk. Editors. Recent Global Research and Education: Technological challenges. Proceedings of the 15th International Conference on Global Research and Education. Inter-Academia 2016. pp. 3-9. Springer. 6. Igor V.Semchenko, Sergei A.Khakhomov, Andrey L. Samofalov, Qian Songsong. The equilibrium state of bifilar helix as element of metamaterials. Proc.14th Conf. on Global Research and Education, Inter-Academia 2015. JJAP Conf. Proc.4. (2016) 011112 2016 The 7. А.Л. Самофалов, И.И. Мордухай. Обучающая анимация «Вектора. Операции над векторами» Наукові записки. – Випуск 9._Серія: Проблеми методики фізико-математичноі і технологічноі освіти. Частина 1. - Кіровоград: РВВ КДПУ ім. В.Винниченка, 2016.- С. 34-40. 8. С.А. Лукашевич, Т.П. Желонкина, Ю.В. Никитюк. Методические основы проблемного обучения в преподавании физики в средней школе. Навуковiзапискi. Серiя: Проблемы методики физико-математической i технологiчнойосвiтi. Выпуск 9, частина 2. Кiровоград, 2016. С. 108-113. 9. Т.П. Желонкина, С.А. Лукашевич, Е.Б. Шершнев. Методические основы составления проблемно-программированных заданий по физике. Навуковiзапискi. Серiя: Проблемы методики физико-математической i технологiчнойосвiтi. Выпуск 9, частина 1. Кiровоград, 2016. С. 96-100. 10. Т.П. Желонкина, С.А. Лукашевич, Е.Б. Шершнев. Структура урока как целостная система. Навуковiзапискi. Серiя: Проблемы методики физико-математической i технологiчнойосвiтi. Выпуск 9, частина 2. Кiровоград, 2016. С. 114-119. 11. Тамара ЖЕЛОНКИНА, Светлана ЛУКАШЕВИЧ, Юрий НИКИТЮК. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Науковiзапискi. Серiя: Проблемы методики фiзико-математичной i технологiчнойосвiти. Випуск 5, частина 1. Кiровоград, 2016. 12. Тамара ЖЕЛОНКИНА, Светлана ЛУКАШЕВИЧ, Евгений Шершнев. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ И ВОЛН НА УРОКЕ ФИЗИКИ. Науковiзапискi. Серiя: Проблемы методикифiзико-математичной i технологiчнойосвiти. Випуск 10, частина 1. Кiровоград, 2016. 13. Тамара ЖЕЛОНКИНА, Светлана ЛУКАШЕВИЧ, Евгений Шершнев. МЕТОДИКА ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. Науковi запискi. Серiя: Проблемы методики фiзико-математичной i технологiчной освiти. Випуск 10, частина 1. Кiровоград, 2016. 14. Желонкина Т.П., Шершнёв Е.Б, Алексейчик П.Д. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Материалы международной научно-методической internet-конференции «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения естественно-математических дисциплин», 26-28 декабря 2016, Черниговский ОИППО им. К. Д. Ушинского, Гомельский ГУ им. Франциска Скорины, Тираспольский ГУ. 15. Желонкина Т.П., Лукашевич С.А., Василец М.С. Формирование познавательного интереса у школьников на уроках физики. Материалы международной научно-методической ihterhet-конференции «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения естественно-математических дисциплин», 26-28 декабря 2016, Черниговиский ОИППО им. К.Д. Ушинского, Гомельский ГУ им. Франциска Скорины, Тираспольский ГУ. 16. Желонкина Т.П., Лукашевич С.А., Яковенко В.И. Обобщающий урок физики. Материалы международной научно-методической ihterhet-конференции «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения естественно-математических дисциплин», 26-28 декабря 2016, Черниговиский ОИППО им. К.Д. Ушинского, Гомельский ГУ им. Франциска Скорины, Тираспольский ГУ. 17. Желонкина Т.П., Лукашевич С.А., Яковенко В.И. Дидактические основы системы работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся. Материалы международной научно-методической ihterhet-конференции «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения естественно-математических дисциплин», 26-28 декабря 2016, Черниговиский ОИППО им. К.Д. Ушинского, Гомельский ГУ им. Франциска Скорины, Тираспольский ГУ. 18. 16. Желонкина Т.П., Прусский А.В., Яковенко В.И. Организация нестандартных уроков по физике в средней школе. Материалы международной научно-методической ihterhet-конференции «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения естественно-математических дисциплин», 26-28 декабря 2016, Черниговиский ОИППО им. К.Д. Ушинского, Гомельский ГУ им. Францмса Скорины, Тираспольский ГУ. статья в зарубежных и отечественных журналах с импакт-фактором отличным от «0» (базы Scopus, Web of science) 1. Semchenko I. V., Khakhomov S.A., Samofalov A.L., Qian Songsong The equilibrium state of bifilar helix as element of metamaterials/ Japanese Journal of Applied Physics CP, 2016, V.4, 15001-1-15001-6. статья в рецензируемых сборниках и журналах, не включенных в перечень ВАК 1. Лин Д.Г., Воробьева Е.В. Влияние размера частиц наполнителя оксида цинка на термоокислительную стойкость полиэтилена, ингибированного ирганоксом 1010 // Полимерные материалы и технологии. – 2016. – Т. 2, № 1. – С. 61–67. 2. Александрович З.А., Лин Д.Г., Горбачев О.В. Крестьянские переселения из Гомельской губернии в середине 1920-х годов // Беларусь і суседзі: шляхі фарміравання дзяржаўнасці, міжнацыянальныя і міждзяржаўныя адносіны: сборник научных статей. Вып. 4 / редкол.: Г.Г. Лазько (гл. ред.) [и др.]. – Гомель: ГГУ имени Ф.Скорины, 2015. – С. 105–114. не вошла в 2015 году 3. Морфология и оптические характеристики покрытий на основе тугоплавких окислов сформированных электронно-лучевым методом в вакууме. Федосенко Е.А., Горбачев Д.Л., Федосенко Т.Н. IV Международная научная конференция «Проблемы взаимодействия излучения с веществом» 9 -11 ноября 4. Федосенко Е.А., Жукова А.А. Вопросы организации познавательной деятельности студентов в условиях всеобщей компьютеризации образования. Сборник статей V Региональной научно-практической конференции «Новые направления организации педагогического образования и формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности»Россия, Волгоград, 7 декабря 5. Т.П. Желонкина, С.А. Лукашевич, Е.Б. Шершнев. Статистические методы в курсе общей физики на не физических факультетах. «Профессиональная направленность курсов физических дисциплин при подготовке будущих специалистов в университете». Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. Брест, 13-14 октября 2016 года, БрГу имени А.С. Пушкина, с.12-15. 6. Т.П. Желонкина, С.А. Лукашевич, А.В. Барабанов. Организация учебно-исследовательской деятельности при дифференцированном обучении. Формирование готовности будущего учителя математики к работе с одаренными учащимися. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры методики преподавания математики и информатики. Брест, 13-14 апреля 2016 года, БрГу имени А.С. Пушкина, с.115-118. материалы конференций 1. Воробьева Е.В., Лин Д.Г. Мультимедийные технологии при проведении лекционных занятий //Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования: материалы респ. науч.-метод. конф.: в 4 ч., Гомель, 10–11 марта 2. Митюрич, Г.С. Фотоакустическое преобразование бесселевых световых пучков в слое хиральных углеродных нанотрубок / Г.С. Митюрич, Е.В. Лебедева, В.В. Свиридова, А.Н.Сердюков // IV Международная научная конференция «Проблемы взаимодействия излучения с веществом»: сборник научных трудов, Гомель, 9–11 ноября 3. Соколов С.И., Шершнев А.Е. / Применение метода конечных элементов при моделировании лазерного формообразования хрупких неметаллических материалов. Материалы IV Международной научно-технической интернет-конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», Минск, 18–19.11.2016. 4. Шершнев Е.Б., Никитюк Ю.В., Соколов С.И., Шершнев А.Е. / Исследование влияния параметров лазерного формообразования аморфных и кристаллических неметаллических материалов // IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ ЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЗЛУЧЕНИЯ С ВЕЩЕСТВОМ» (ПОСВЯЩАЕТСЯ 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.В. БОКУТЯ) Гомель, 9–11 ноября 2016 года. 5. Шалупаев С.В., Никитюк Ю.В., Середа А.А. Особенности процесса лазерного термораскалывания кристаллов с кубической гранецентрированной кристаллической решеткой типа алмаза. Материалы IV Международная научная конференция “Проблемы взаимодействия излучения с веществом” посвященная 90-летию со дня рождения Б.В. Бокутя 9-11 ноября 6. И.В. Семченко, С.А. Хахомов, А.М. Гончаренко, Г.В. Синицын, А.Л. Самофалов, М.А. Подалов / Моделирование гибких металлполимерных высокопоглощающих неотражающих покрытий на основе трехмерных элементов для ТГц. 7. И.В. Семченко, С.А. Хахомов, А.М. Гончаренко, Г.В. Синицын, А.Л. Самофалов, М.А. Подалов / Эффективные тензоры диэлектрической и магнитной проницаемостей массива искусственных омега-элементов прямоугольной формы с оптимальными параметрами. 8. I.Semchenko, A.Balmakou, S.Khakhomov, S. Tretyakov. electromagnetic field energy in absorptive chiral metamaterial with helical elements. metamaterial 2016. chania, 9. И.В. Семченко, С.А.Хахомов, А.В.Крук. Организация и основные направления развития образовательного процесса в ГГУ имени Франциска Скорины. Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования. Материалы респ. научно-мет. конф. Гомель, ГГУ им.Ф.Скорины. 2016. В 4-х частях. Часть 1. с.3-9 (7 баллов за материалы + 20 баллов за организацию конференции). 10. И.В. Семченко, А.Ф. Забашта, Д.Л. Коваленко, А.Л. Самофалов. Перспективы участия физического факультета в программе Erasmus+. Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования. Материалы респ. научно-мет. конф. Гомель, ГГУ им.Ф.Скорины. 2016. В 4-х частях. Часть 1. с.334-337. 11. Д.Л. Коваленко, А.Л. Самофалов Стратегия физического факультета в области международного сотрудничества/ Материалы республиканской научно-методической конференции «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования». (Гомель, 10–11 марта 2016 года). В четырех частях. Часть 1. Гомель ГГУ им. Ф. Скорины 2016.- С. 332-334. 12. Оптимизация средств учебного процесса с помощью электронного обучения. Федосенко Е.А., Тихова Е. Л. Материалы конференции «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и: модернизация современного высшего образования», 10-11 марта 2016 года. В 4 частях, Ч2 Гомель 2016, с.152- 155. 13. Купреев М.П., Леонович Е.Н. Изготовление и исследование высокопористого абразивного инструмента из электрокорунда. Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы междунар. науч.-техн. конф. / М-во образования Респ. Беларусь, М-во образования и науки Рос. Федерации, Белорус.-Рос. ун-т ; редкол. : И. С. Сазонов (гл. ред.) [и др.]. - Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2016. - С. 95-96. 14. Купреев М.П. Технология изготовления и применение высокопористых абразивных кругов в машиностроении. Проблемы взаимодействия излучения с веществом: материалы междунар. науч.-техн. конф. Гомель, 10-11 октября 2016 года - ГГУ им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2016. 15. Купреев М.П. Особенности преподавание инженерной и машинной графики студентам – лесоводам. Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования: - материалы Республиканской научно-методической конф. / 10 – 11 марта 2016 года Гомель УО «ГГУ им. Ф. Скорины» 2016. 16. Т.П. Желонкина, С.А. Лукашевич, Е.Б. Шершнев. Статистические методы в курсе общей физики на не физических факультетах. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции «Профессиональная направленность курсов физических дисциплин при подготовке будущих специалистов в университете». Брест, 13-14 октября 2016 года, БрГу имени А.С. Пушкина, с.5. 17. Т.П. Желонкина, С.А., Лукашевич, Е.Б. Шершнев. Формирование профессиональных компетенций на лабораторном практикуме по электричеству и магнетизму. Материалы научно-практической конференции «Гуманитарные и естественные науки в стратегическом развитии современного образовательного учреждения». 18 марта 2016. Россия, г. Астрахань. 2016 с. 84-89. 18. Т.П. Желонкина, Е.Б. Шершнев. Методический аспект к изучению темы «Законы постоянного тока». Материалы Республиканской научно-методической конференции «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования» 10-11 марта 2016 года. ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель. тезисы 2.3 Перечень заявок на изобретения и положительных решений о выдаче патентов. 2.4. Перечень научных мероприятий (конференций, выставок и др.), ор-ганизованных и проведенных кафедрой или с ее участием, а также меро-приятий, в которых сотрудники кафедры приняли участие: Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиции и модернизация современного высшего образования: материалы респ. науч.-метод. конф.: в 4 ч., Гомель, 10–11 марта IV Международная научная конференция «Проблемы взаимодействия излучения с веществом»:, Гомель, 9–11 ноября IV Международной научно-технической интернет-конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», Минск, 18–19.11.2016. IV Международная научная конференция “Проблемы взаимодействия излучения с веществом” посвященная 90-летию со дня рождения Б.В. Бокутя 9-11 ноября 10th International Congress on Advanced electromagnetic Materials in Microwaves and Optics. Международной научно-технической конференции. Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2016. Научно-практической конференции Брест, 13-14 октября 2016 года, БрГу имени А.С. Пушкина. Научно-практической конференции «Гуманитарные и естественные науки в стратегическом развитии современного образовательного учреждения». 18 марта 2016. Россия, г. Астрахань. 2016. 3. Аспирантура, докторантура и соискательство
4. Защита диссертаций в отчетном году В отчетном году защита на соискание ученой степени кандидата наук Купо А.Н. 5. Инновационная деятельность и использование научных разработок в производстве Заключены и выполняются договора на изготовление и поставку абразивного инструмента повышенной стойкости предприятиям РБ на сумму 20 тыс. руб.: Производственное унитарное предприятие «Амкодор-Логойск», Производственным частным предприятием "ВИПРА", Совместное общество с ограниченной ответственностью «ДOЗАТОР-ПЛЮС», Открытое акционерное общество "ГОМСЕЛЬМАШ". ОАО «ГСКТБ ГА» (Гидроаппаратура), ОАО «Гомсельмаш» (филиал ОАО «Гомсельмаш» «ГЗСИиТО»"), Открытое акционерное общество «Гомельский электромеханический завод», ОАО «СтанкоГомель», Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод литья и нормалей», ОАО "САЛЕО-ГОМЕЛЬ", Открытое акционерное общество «Минский завод колесных тягачей», СООО “Арвит-авто”, ОАО «ЗАВОД ПРОМБУРВОД», ОАО «МТЗ», ОАО «МПЗ» (Минский подшипниковый завод), Открытое акционерное общество "Белкард". По теме 16-16 (задание 3.3.06 "Развитие научных и технологических основ изготовления абразивных материалов и инструмента с повышенными эксплуатационными характеристиками", выполняемое по ГПНИ «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии» (Физматтех), подпрограмма «Материалы в технике» на 2016–2020 годы). Подобран экологически безопасный выгорающий органический порообразователь, обеспечивающий получение высокопористых шлифовальных кругов повышенной стойкости. Изготовлены опытные образцы прецизионных высокопористых чашечных шлифовальных кругов и проведены их испытания на ОАО "САЛЕО-Гомель". По стойкости и режущим свойствам они превосходят аналогичный прецизионный инструмент, производимый фирмами «Нортон» и «Винтертур. 6. Использование результатов НИОКР в учебном процессе Желонкина Т.П., Федосенко Е.А., Тихова Е.Л. разработали учебно-методические темы, которые совместно со студентами внедрили в СОШ № 27, СОШ № 8, СОШ № Работы студентов, внедренные в учебный процесс: 1. Барабанов А.В. Методика проведения уроков физики с использованием информационных технологий, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 2. Горбачёва Т.С. Система проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся по физике, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 3. Гришенкова Е.С. Разработка 3D демонстраций, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 4. Коровина Н.В. Разработка плана урока и демонстрации по теме «Явление электромагнитной индукции», физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 5. Лакович В.Н. Методика решения физических задач повышенной сложности, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 6. Максименко В.Н. Методика проведения факультативного занятия по теме «Гироскоп и его применение», физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 7. Миронова Я.О. Разработка методики проведения внеклассных мероприятий по физике в средней школе, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 8. Почиани И.В. Применение систем компьютерного моделирования для инженерной подготовки в технических кружках, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. Акты внедрения имеются. Студенты педагогического потока Барабанов А.В., Горбачёва Т.С., Гришенкова Е.С., Коровина Н.В., Лакович В.Н., Максименко В.Н., Миронова Я.О., Почиани И.В., Яковенко В.И. принимали участие в разработке ГБ 16-03 «Модернизация преподавания физико-математических дисциплин как определяющий фактор развития университета» без оплаты. 7. Международное сотрудничество Cотрудничество с Институтом биохимической физики имени Н.М. Эмануэля (г. Москва) в области фундаментальных и прикладных исследований химических процессов в биологических и молекулярно-организованных системах. Технологические рекомендации по модифицированию поверхностного слоя резиновых уплотнителей были переданы на ОАО «Московский электротехнический завод». На предприятии проведения производственные испытания монтажных проводов с резиновой изоляцией, а также резиновых уплотнителей, изготовленных согласно технологическим рекомендациям, что позволило предприятию увеличить срок их эксплуатации и улучшить качество продукции. ОАО «Московский электротехнический завод» заинтересовано и в дальнейшем проводить производственные испытания экспериментальных образцов изоляционных материалов и других разработок. Институт физики полупроводников СО РАН, Новосибирск, Россия (Е. В. Наумова, В. Я. Принц) Институт физики им. Степанова НАН Беларуси. 8. Научно-исследовательская работа студентов Большое внимание на кафедре уделяется научно-исследовательской работе студентов и магистрантов. Ежегодно увеличивается процент привлекаемых к научной деятельности студентов, растет количество публикаций, повышается качество работ, представляемых на Республиканский конкурс. Студентами и магистрантами кафедры опубликовано более 150 научных работ, более 50 научных разработок внедрено в учебный процесс. На кафедре работает студенческая научно-исследовательская лаборатория «Научно-методологические проблемы преподавания физики». В научно-исследовательскую деятельность лаборатории включены студенты по следующим специальностям: производственных потоков (специальности «Инженер-физик», «Физическая электроника», «АСОИ», "Физик-менеджер"), педагогического потока по специальности «Физика. Преподаватель физики и информатики», педагогического потока по специальности «Физика. Техническое творчество». На базе кафедры общей физики работает студенческий творческий клуб "Электроника" под руководством старшего преподавателя кафедры общей физики Яковцова И.Н. Стало большой и доброй традицией проводить ежегодные Конкурсы НТТУ различных уровней, к которым физический факультет имеет самое непосредственное отношение – в их идеологии и непосредственной поддержке. Конкурсы НТТУ – это живое действо, сбор юных техников, смотр и критическая оценка их достижений за год творческой работы. Прежде всего нужно отметить и выделить три уровня Конкурсов. Районные Конкурсы проходят в течение одного дня в двух номинациях: отчет о решении 3-х заданий от организаторов (задания предлагаются за 2 месяца до даты Конкурса) и практическая конференция в трех секциях по приоритетным направлениям детского технического творчества. Форма проведения Конкурса – лично-командное первенство. Второй уровень Конкурсов – городской. Городской Конкурс проводится в форме личного первенства в двух номинациях: 1. Научно-практическая конференция в четырех секциях: «Техническое моделирование и конструирование», «Радиоэлектроника», «Научные исследования и эксперимент», «Информационные технологии». 2. Теоретический тур – в четырех возрастных группах: 6-8 классы, 9 класс, 10 класс, 11 класс – в которых конкурсантам предлагалось по 5 физических задач с техническим содержанием. Пожалуй, самым представительным и трудоемким для жюри является областной Конкурс, проводимый в форме лично-командного первенства в двух номинациях: 1. Научно-практическая конференция в 6 секциях: «Техническое моделирование», «Техническое конструирование», «Радиоэлектроника», «Научные исследования и эксперимент», «Информатика и вычислительная техника», «Мультимедийные технологии». 2. Теоретический тур в трех возрастных группах - 9, 10 и 11 классы (где также конкурсантам предлагается для решения по 5 физических задач с техническим содержанием). Одной из основных целей, которые преследуют организаторы Конкурсов является профориентационная работа. И в этом плане многого стоила экскурсия по научным лабораториям физического факультета, организованная для участников областного Конкурса деканатом факультета. Не малое значение имеет для потенциальных абитуриентов и непосредственное общение с преподавателями, сотрудниками и аспирантами, работающими в жюри Конкурсов и выступающих с информацией о специальности «Физика. Техническое творчество». Сложившиеся выездные бригады жюри районных конкурсов представлены заведующим кафедрой общей физики Е.Б. Шершневым, старшими преподавателями И.Н. Яковцовым, А.С. Побияха, ассистентом А.А. Ковалевым. Кафедра приняла активное участие в организации и проведении следующих конкурсов: Конкурсы научно-технического творчества учащихся (КНТТУ) 14-15 января 2016 - 13 КНТТУ г. Гомеля, 22 января 2016 – 11 КНТТУ Добрушского района, 28-29 января 2016 – 17 КНТТУ Гомельской области, 27 февраля 2016 – областной конкурс по радиоконструированию и робототехнике, 21-22 декабря 2016 года - Областной турнир юных физиков (ОТЮФ), 23 декабря 2016 года - 17 открытый конкурс НТТУ Рогачевского района. На кафедре общей физики работает студенческая научно-исследовательская лаборатория «Научно-методологические проблемы преподавания физики». Студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) «Научно-методологические проблемы преподавания физики», утвержденная приказом ректора в 1999 году. Основная цель данной лаборатории – формирование исследовательских умений и навыков научной работы в процессе обучения физики на протяжении 5 лет учебы, использование инновационных подходов к реализации и внедрения научного знания в изучении дисциплин специальности. В научно-исследовательскую деятельность лаборатории включены студенты по следующим специальностям: 1. СНИЛ производственных потоков (специальности «Инженер-физик», «Физическая электроника», «АСОИ», «Физик-менеджер»). 2. СНИЛ педагогического потока по специальности «Физика. Преподаватель физики и информатики». 3. СНИЛ педагогического потока по специальности «Физика. Техническое творчество». Таблица. Организация НИРС во внеучебное время
Таблица 1. Основные показатели НИРС
Раздел 2. Итоги работы студенческих научно-исследовательских лабораторий, групп, конструкторских бюро и других творческих объединений студентов 1. Основные результаты СНИЛ за 2016 год. Студенческая научно-исследовательская лаборатория изучала вопросы формирования личности конкурентно-способного специалиста в условиях высшей школы, инновационной роли классического университета в непрерывной образовательной системе «школа-университет-предприятие», роль доуниверситетской подготовки в системе «школа-университет», а также общетеоретические, методологические, психолого-педагогические и прикладные проблемы образовательной системы «школа-университет» В своей работе студенты педагогического отделения изучили современные подходы в управлении образовательным процессом, при этом основное внимание обратили на следующие вопросы: - интегрированные уроки как эффективное средство развития практических навыков учащихся; - игровые технологии в организации образовательного процесса на уроках физики; - проблема профессионального становления педагога; - проектная деятельность в средней школе; - использование компьютерных технологий в работе с одаренными детьми; - мониторинг образовательных достижений как основание успешного обучения учащихся; - реализация межпредметных связей на уроках физики; - нестандартные задачи в школьном курсе физики; - возможности электронных средств обучения в процессе обучения физике; - оптимизация управления качеством образования на основе развития профессиональной компетентности; - методика использования электронных учебников на уроках физики; -методы аналогии при обучении физике. Основные результаты собственных исследований студенты отразили в следующих работах: 1. Метод аналогии в преподавании физики – Яковенко В.И., магистрант 2. Разработка исследовательских заданий в процессе проведения физического эксперимента. – Макарова Н.С. ФТТ-52. 3. Факультативные занятия по теме «Световые явления в природе»– Барабанов А.В. ФТТ-52. 4. Информационные технологии для организации самостоятельной работы – Выгляд О.В. ФТТ-52. 5. Алгоритмический подход к решению задач по физике. – Чистякова Г.В.. учитель Романовичской СШ. 6. Проблемы преподавания физики в условиях кредитной системы обучения – Старушенко Д.М. –учитель СШ №1 г.Речицы. 7. Изучение темы физика атома - Кравченко А.И., Ф-45п. 8. Самостоятельный эксперимент учащихся в структуре урока – Борисова Ю.Б. – базовая Шерстинская школа. 1.1. Перечень публикаций студентов совместно с научным руководителем 1. Т.П. Желонкина, С.А. Лукашевич, А.В. Барабанов. Организация учебно-исследовательской деятельности при дифференцированном обучении. Формирование готовности будущего учителя математики к работе с одаренными учащимися. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры методики преподавания математики и информатики. Брест, 13-14 апреля 2016 года, БрГу имени А.С. Пушкина, с. 115-118. 1.2. Публикации студентов, выполненные под руководством научного руководителя старшего преподавателя Желонкиной Т.П. 1. Барабанов А.В. Проектирование современного урока физики. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 2. Барабанов А.В. Дистанционное обучение в преподавании физики. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 3. Барабанов А.В. Методические основы подготовки учителей физики в свете инновационных технологий. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 4. Борисова Ю.Б. Владение учителем умениями и навыками при демонстрации опытов. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 5. Гришенкова Е.С. Обучение в сотрудничестве. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 6. Горбачёва Т.Р. Проверка практических умений по физике. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 7. Какаев Б.О. Использование интерактивной доски в преподавании физики. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 8. Кравченко А.В. Технология развивающего обучения. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 9. Макарова Л.С. Специфика урегулирования педагогических конфликтов. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 10. Малиновский В.В. Виды творческих задач по физике. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 11. Мальцева А.А. Экскурсия по физике как метод обучения. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 12. Миронова Я.О. Виды организационных форм обучения физике. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 13. Нагорная М.В. Возможные формы дифференциации. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 14. Побыловский А.А. Виды электронных средств обучения. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 15. Почиани И.В. Возможности использования компьютера в лабораторном эксперименте по физике. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 16. Радучич Н.В. Виды творческих задач по физике. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 17. Реджебов С.О. Роль курса физики в изучении основ экологии. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 18. Терещенко А.А. Преимущество использования информационных компьютерных технологий. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 19. Чистякова Г.В. Текстовые задачи по физике. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 20. Яковенко В.И. Разработка сценария урока-экскурсии пол физике для 11 класса. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 21. Яковенко В.И. Физика в интегрированных классах. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля 22. Барабанов А.В. Изучение известного школьникам материала под новым углом зрения. Материалы XLIVI студенческой научно-практической конференции «Дни студенческой науки». Часть 1, (16-17 мая 23. Гришенкова Е.С. Исследовательский метод обучения. Материалы XLIVI студенческой научно-практической конференции «Дни студенческой науки». Часть 1, (16-17 мая 24. Почиани И.В. Методы лабораторных работ. Материалы XLIVI студенческой научно-практической конференции «Дни студенческой науки». Часть 1, (16-17 мая 25. Горбачёва Т.Р. Функции десятибалльной системы оценивания учебных достижений учащихся. Материалы XLIVI студенческой научно-практической конференции «Дни студенческой науки». Часть 1, (16-17 мая 26. Барабанов А.В. Роль курса физики в изучении основ экологии. Творчество молодых’ 2016: сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов. В трех частях, часть 1, Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины 2016. С. 124-127. 27. Барабанов А.В. Информационные технологии обучении физике в средней школе. Творчество молодых’ 2016: сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов. В трех частях, часть 1, Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины 2016. С. 128-133. 28. Почиани И.В. Теоретические основы моделирования основ и процессов’ 2016: сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов. В трех частях, часть 1, Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины 2016. С. 134-139. 29. Гришенкова Е.С. Блочно - модульное обучение физике. Творчество молодых’ 2016: сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов. В трех частях, часть 1, Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины 2016. С. 140-145. 30. Горбачёва Т.Р. Контрольные мероприятия при изучении темы «Перврначальные сведения о строении вещества». Творчество молодых’ 2016: сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов. В трех частях, часть 1, Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины 2016. С. 146-151. 31. Миронова Я.О. Организация внеклассной работы по физике в средней школе. Творчество молодых’ 2016: сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов. В трех частях, часть 1, Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины 2016. С. 152-157. 32. Побыловский А.А. Разработка приложения «Математический калькулятор» под OC ANDROID на языке программирования JAVA. Материалы 5-й Республиканской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы физики и техники» (21 апреля Статьи ВАК (студенты) 1. Горбачёва Таисия, Побыловский Артем, С.А. Лукашевич. ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Фізика. Технології. Навчання. Збірник наукових праць студентів і молодих науковців, Випуск 1, Кіровоград 2016, стр. 146-150 2. Барабанов Александр, Санина Янина, Т.П. Желонкина МЕТОДИКА ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ Фізика. Технології. Навчання. Збірник наукових праць студентів і молодих науковців, Випуск 1, Кіровоград 2016, стр. 37-41 3. Гришенкова Екатерина, Почиани Ирина Т.П. Желонкина ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Фізика. Технології. Навчання. Збірник наукових праць студентів і молодих науковців, Випуск 1, Кіровоград 2016, стр. 105-109 1.3. Выступления с докладами на конференциях Международные – 14; Республиканские – 15; Региональные – 6. 1.3.1 Научные семинары За период 2016 года проведено 9 научно-методических семинаров, на которых заслушаны следующие доклады: 1. Яковенко В.И. (магистрант) – проект (Учебно-исследовательская деятельность учащихся как средство профориентационной работы). 2. Сучков В.Е. (ФТТ – 52) – Формирование умения учащихся решать физические задачи. 3. Макарова М.С. (ФТТ-52) – Организация самостоятельной работы по физике. 4. Быльков Л.А. (ФТТ-52) – Метрологическое обеспечение электричеких измерений в средней школе. 6. Новик В.А. (ФТТ-52) – Методика организации домашних работ по физике. 7. Казлов В.А. (ФТТ-52) – Метод аналогии преподавания физики. 1.3.2. Научные конференции По итогам работ СНИЛ проведена студенческая научная конференция «Актуальные вопросы физики и техники» (15 апреля 1.4 Внедрение результатов НИРС в учебно-воспитательный процесс 1. Барабанов А.В. Методика проведения уроков физики с использованием информационных технологий, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 2. Горбачёва Т.С. Система проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся по физике, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 3. Гришенкова Е.С. Разработка 3D демонстраций, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 4. Коровина Н.В. Разработка плана урока и демонстрации по теме «Явление электромагнитной индукции», физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 5. Лакович В.Н. Методика решения физических задач повышенной сложности, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 6. Максименко В.Н. Методика проведения факультативного занятия по теме «Гироскоп и его применение», физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 7. Миронова Я.О. Разработка методики проведения внеклассных мероприятий по физике в средней школе, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 8. Почиани И.В. Применение систем компьютерного моделирования для инженерной подготовки в технических кружках, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. Акты внедрения имеются. Студенты педагогического потока Барабанов А.В., Горбачёва Т.С., Гришенкова Е.С., Коровина Н.В., Лакович В.Н., Максименко В.Н., Миронова Я.О., Почиани И.В., Яковенко В.И. принимали участие в разработке ГБ 16-03 «Модернизация преподавания физико-математических дисциплин как определяющий фактор развития университета» без оплаты. 1.5 Представление научных работ на Республиканский конкурс. По итогам работы Республиканского конкурса студенческих научных работ 2015 года следующие студенты получили: Диплом 2 -й степени Борисова Ю.Б. – Формирование экспериментальных умений и навыков в обучении физике. Диплом 3 -й степени Малиновский В.В. – Развитие логического мышления в процессе учебной деятельности по физике. Чистякова Г.В. – Обучение методики решения задач по физике. Старушенко Д.Н. – Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения физике. 2. Поощрения студентов Никто из студентов за участие в Республиканском конкурсе научных работ не поощрялся. 3. Организационно-методическая и просветительская работа Студенты 1 и 2 курсов подготовили 120 рефератов по актуальным вопросам физики, техники, методики преподавания и воспитания, истории физики и современным технологиям обучения. Студенты гр. АС-26 отредактировали и напечатали практическое пособие «Методы измерений». 4. Финансирование СНИЛ СНИЛ «Научно-методологические проблемы преподавания физики» не финансируется не из каких-либо источников. 5. Предложения и выводы 1. Считать запланированную работу на 2016 год выполненной. 2. Лучшие научные работы студентов: 1. Барабанов А.В. Методика проведения уроков физики с использованием информационных технологий, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 2. Горбачёва Т.С. Система проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся по физике, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. 3. Миронова Я.О. Разработка методики проведения внеклассных мероприятий по физике в средней школе, физический факультет ГГУ им. Ф. Скорины. направить на республиканский конкурс студенческих научных работ. 3. Предложить студенческому совету университета ходатайствовать перед ректоратом о выделении денежных средств на командировочные студентам, участвующим в научных конференциях в других городах Беларуси. 9. Творческие связи с другими вузами и научными организациями, академиями наук, в том числе с Национальной академией наук Беларуси Кафедра осуществляет творческие связи по учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе с кафедрами физики вузов Гомельского региона (Белорусский государственный университет транспорта, Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, УО «Гомельский инженерный институт» Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь, Мозырьский государственный университет им. И.П.Шамякина), а также с кафедрами вузов Республики Беларусь (Белоруский государственный университет, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Могилевский государственный университет им. А. Кулешова, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Полоцкий государственный технический университет, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.) путем проведения совместных исследований, участия в международных конференциях и рецензировании научных статей. Осуществляется тесное научное сотрудничество в рамках выполнения совместных научных исследований с Институтом физики полупроводников СО РАН, Новосибирск, Россия; Aalto University School of Electrical Engineering, Finland; лабораторией «Метаматериалы» ФГБОУ ВПО «СПбНИУ ИТМО», Санкт-Петербург, Россия; Институтом физики им. Степанова НАН Беларуси, Минск. 10. Научно-организационная работа. На кафедре общей физики проводится ежемесячно научный семинар по фундаментальным исследованиям в области теоретической и экспериментальной физики. С докладами постоянно выступают молодые преподаватели. По итогам работы СНИЛ проведена студенческая научная конференция "Актуальные проблемы теории и эксперимента в физике и информатике". Контроль за проведением НИОКР 10.1. Работа научного семинара в отчетном году.
10.2. На заседаниях кафедры рассматривалось состояние НИРС, утвер-ждались индивидуальные отчеты преподавателей по научной работе, назна-чался научный руководитель аспиранта, утверждался отчет кафедры о результатах научной и научно-производственной деятельности. 11. Перспективы и пути развития научной и научно-производственной деятельности кафедры 11.1. Перспективные направления фундаментальных исследований · классическая и квантовая электродинамика и фотоакустика; · теория строения вещества, фотоника. · ионно-лучевые и корпускулярно-фотонные технологии · физика и технология тонких пленок 11.2. Разработка программного (мультимедийного, интерактивного) обеспечения для решения задач по физике, обеспечения физических практикумов базового курса физики, которые имеют перспективы внедрения в средних школах и высших учебных заведениях, постановка фронтальных лабораторных работ, разработка тестовых заданий по дисциплинам кафедры для контроля знаний. 11.3. Основные направления научно-технического развития специальностей «Физика. Техническое творчество» и «Программируемые мобильные системы»: · разработка и обеспечение единого методологического подхода к развитию технического творчества в школе, вузе, внешкольных учреждениях; · разработка научно-методических и учебно-методических материалов по отдельным видам технического творчества; · разработка унифицированной материально-технической базы для подготовки специалистов и обеспечения их дальнейшей работы в системе школа – вуз – внешкольные учреждения; · создание филиала кафедры на базе представительства фирмы D-Link г. Минск. · проведение ремонта и оснащение научным оборудованием лабораторий специальности «Программируемые мобильные системы». 12. Заключение План научных исследований кафедры в отчетном году выполнен полностью. Заведующий кафедрой _______________Шершнев Е.Б. (подпись, фамилия)
|