Студенты и доценты факультета психологии Флорентийского университета в Беларуси

Многолетнее сотрудничество объединяет два университета: Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины и Флорентийский государственный университет (Италия). В рамках заключенного договора между университетами состоялся недавно визит делегации доцентов и студентов Флорентийского университета в Гомельский университет им.Ф.Скорины на факультет психологии и педагогики, представлявший интерес для обеих сторон. «Психология без границ», - так назвали этот визит гомельские студенты-психологи, обучавшиеся неделю вместе со своими итальянскими ровесниками.

Отношения между факультетом психологии Флорентийского университета и кафедрой социальной и педагогической психологии Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины развиваются уже почти 10 лет.

Все начиналось с сотрудничества на волонтерской основе. Совместно с ассоциацией АNPAS Тосканы проводился мониторинг различных проектов и подготовка сотрудников белорусских учреждений, из которых в Италию приезжали «дети Чернобыля», те дети, которые проводили определенный период времени в нашей стране с целью оздоровления после Чернобыльской катастрофы.

Отношения были укреплены впоследствии научным проектом Tempus, который позволил в 2000-2001 Гатальской Г.В. осуществить стажировку на базе Флорентийского университета.

Между двумя университетами в 2003 году был подписан договор о сотрудничестве, который способствовал развитию совместной работы, научному и культурному обмену. Благодаря этому преподаватели факультета психологии Флорентийского университета, среди которых профессора Сиригатти, Таддей, Джанетти, Джанграссо и Казале, а также авторы этой статьи участвовали в различных конференциях на базе Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Также белорусские преподаватели имели возможность участвовать в конференциях, организованных итальянской стороной по психологии здоровья и социальной психологии.

Совместные научные исследования стартовали с изучения состояния детей, выезжающих на оздоровление в Италию, особенностей оздоровительных проектов. Особое внимание уделялось изучению психологической подготовки социальных работников и развитию социальных служб и служб здравоохранения. Область научного сотрудничества была расширена благодаря исследованию психологического благополучия и продвижения здоровья, что дало интересные результаты при сравнении показателей по выборочной совокупности двух культур, проживающих в различных психосоциальных ситуациях. Результаты исследований были опубликованы в научных журналах на национальном и международном уровне.

Новым этапом наших отношений стал проект интернационализации образования, организованный нашим университетом, под названием Teaching and Learning Psychology in Higher Education (Преподавание и изучение психологии в высшей школе). Этот проект был реализован в Гомеле с 15 по 22 марта 2010 года. В нем впервые участвовали студенты старших курсов Флорентийского университета. Речь изначально шла о сравнении методики преподавания психологии в двух странах, но данный проект также дал возможность преподавателям обозначить перспективы дальнейших совместных исследований.

В ходе обсуждения перспектив развития научного сотрудничества были выделены три направления:

1) продолжить изучение уровня благополучия подростков и молодежи. Некоторые темы такие, как рискованное поведение, зависимое поведение, профилактика ВИЧ, отношение к собственному здоровью, хоть и имеют разную социальную, экономическую и политическую основу в наших двух странах, могут быть разработаны с использованием психодиагностических методов кросскультурной психологии;

2) провести «исследования в действии», в частности мониторинг различных проектов предполагает сопоставление поставленных целей и результатов, которые могут быть достигнуты в таких сферах, как работа с молодежью по предупреждению рискованного поведения, университетское консультирование, развитие социальных и здравоохранительных структур, работа с детьми с особенностями психофизического развития и работа с семьями инвалидов;

3) определить темы дипломных работ, предполагающих проведение сравнительного анализа по выборочной итальянской и белорусской совокупности. Такое решение было принято с целью развития у студентов интереса к кросскультурным исследованиям. Толчком к этому послужил визит в Гомельский университет, где итальянские студенты получили незабываемый дидактический опыт, активно участвуя во всех организованных учебных и культурных мероприятиях.

Участие студентов в кросскультурных исследованиях представляется значимым в тот момент, когда в целом для университета является важной интернационализация образования, которой способствуют такие проекты как Erasmus.

Визит итальянской делегации стал событием для Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. В связи с этим в университете прошел круглый стол "Профессиональная подготовка психологов: современные подходы, обозначенные Болонским процессом", на котором были обсуждены особенности университетской подготовки психологов в двух странах и основные направления психологических научных исследований (на фотографии). В нем приняли участие проректор по учебной работе И.В. Семченко, а также Н.В. Гапанович-Кайдалов, Г.В. Гатальская, М. Тозэлли, П. Мэринголо и Ф. Пилиэро как представитель итальянской студенческой делегации. Вся неделя пребывания активно освещалась СМИ на областном и республиканском уровнях.

Патриция Мэринголо
Моника Тозэлли